Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 25 мая 2015 11:15      418

Плоды архитектурных выделений

Моя традиционная ритуальная услуга – рецензия на «Архитектурный ежегодник». На этот раз – на том XIII за 2015 год. Не уверен, что это издание полностью и адекватно отражает реальное состояние дел – скорее, представляет тот образ, в котором архитектурное сообщество хочет предстать перед современниками, предлагая лучшее. Причем основным адресатом книги являются, естественно, не градозащитники, а инвесторы, девелоперы и прочие погубители Петербурга. И «лучшее» – это, за некоторыми исключениями, то, что лучше для инвесторов.  

Открывается книга, как обычно, предисловием председателя ОАМ – Объединения архитектурных мастерских, которое издает ежегодник. На сей раз это Анатолий Столярчук, соавтор таких одиозных построек, как ТРЦ «Пик» на Сенной площади и «Шляпа Незнайки» (Суворовский пр., 2, народное название). Поэтому забавно было обнаружить в его статье упоминание не только успехов архитекторов, но и их ошибок. Дозрел!
 Начну с результатов некоторых подсчетов, которые я произвел, изучая ежегодник 2015 года. В нем представлены как проекты, так и постройки. Я только исключил «концепции развития», а некоторые позиции включил в два раздела – и в жилые здания, и в здания общественного назначения. И сравнил это с предыдущим ежегодником за 2014 год. Вот результат:

 

2014

2015

Всего (в Петербурге и вне его)

Проектов

52

58

Построено

17

23

Зданий жилых

32

41

Зданий общественных

37

40

Для Петербурга

Всего позиций (проектов и построек), в том числе:

50

50

Жилых

26

26

Общественных

24

24

Построено жилых

8

11

Построено общественных

7

8

Вне Петербурга

Всего позиций (проектов и построек)

19

31


Сравнение показывает, что в АЕ-2015 по сравнению с АЕ-2014 рост общего числа проектов и построек составляет 17%, а достигнут он за счет заметного выхода за пределы Петербурга. Скажем, мастерская «А.ЛЕН», которой руководит Сергей Орешкин, представила в ежегодник 7 позиций, из которых для Петербурга предназначены только 3.
Думаю, что эта тенденция отражает реальность. Для Петербурга это неплохо. Чем наши архитекторы получат меньше возможностей в Петербурге, тем для города лучше. Пусть осваивают новые технологические возможности, предоставляемые стекольной промышленностью, в других городах, которые не так жалко, как Петербург. Например, в Москве.
Теперь о, так сказать, некоторых художественных впечатлениях. Если в целом и кратко, то общее впечатление тоскливое. Хочется сменить всю команду.


Основное внимание, естественно, приходится уделять историческому центру. В АЕ-2015 есть несколько хороших проектов. Прежде всего это жилой дом на Малом пр. В.О., 9, спроектированный в архитектурном бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Грамотно вписанный в контекст по высоте, материалу, рисунку фасада с интересными деталями, в целом использующий мотивы модерна, но не скрывающий своей современности, этот дом я считаю весьма удачным внедрением в центр Петербурга. Еще я бы отметил мансарду, которая – в отличие от абсолютного большинства случаев, в том числе и из практики Ю. Земцова, – логично сочетается с фасадом архитектурно и живописно, а не является принудительно приляпанным сараем, водруженным на кровлю. Естественно, это сделано тактично, скромно, а если и выделяется из общего ряда домов, то только светлым цветом фасада. Но это пока, время и погода исправят цвет.
О другом проекте – архитектурной мастерской М. Мамошина – я писал в рецензии на выставку «Архитектура Петербурга 2015» (http://www.online812.ru/2015/04/21/012/).

Это новая сцена для театра Льва Додина – Малого драматического театра. Точнее, это комплекс зданий на Звенигородской ул. позади дома 7б – бывших казарм жандармского эскадрона, двухэтажного здания, вытянутого вдоль Звенигородской ул. С 1978 года здесь находилась Высшая школа спортивного мастерства по конному спорту, позади здания располагались конюшни и другие постройки (в какие-то годы тут находился грузовой автопарк Ленстройтранса), часть из которых была снесена в связи со строительством ТРК «Планета Нептун» (Звенигородская ул., 7/ул. Марата, 86) по проекту мастерской В. Григорьева, нынешнего главного архитектора Петербурга.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Источник: "Город 812"