Смольный нашел выход из ситуации, которая мешала строительству продолжения фрунзенского радиуса метро от «Международной» до «Южной». По данным «Фонтанки», правительство Петербурга без конкурса заключило с «Метростроем» двухмесячный контракт стоимостью 3,7 млрд рублей. Как раз на эту сумму «Метрострой» выполнил работы, которые по факту ведутся с февраля 2013 года. Причины этого решения — не останавливать стройку, обеспечить ее деньгами, повысить процент освоения бюджета профильного комитета, который, по АИПу, составляет 60%.
Смольный решил проблему со строительством продолжения фрунзенского радиуса метрополитена от станции «Международная» до станции «Южная» (со строительством одноименного электродепо) с промежуточными станциями «Проспект Славы» и «Дунайский проспект». Как стало известно «Фонтанке», комитет по развитию транспортной инфраструктуры без конкурса заключил контракт с ОАО «Метрострой» стоимостью 3,7 млрд рублей.
Соответствующее решение еще 2 декабря принял губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Основание — для обеспечения непрерывности технологического процесса при строительстве линии. Подготовку строительных площадок по контракту стоимостью 315 млн рублей «Метрострой» завершил еще в феврале 2013 года и, по информации «Фонтанки», сразу же и без конкурса начал работы по строительству станций. Деньги компания взяла в кредит в нескольких крупнейших коммерческих банках Петербурга. Общая сумма кредитов составила около 3,7 млрд рублей.
То, что строительство станций идет непрерывно, могли почувствовать жители Фрунзенского района около недели назад, когда «Метрострой» перекрыл строительным забором часть Бухарестской улицы. На углу с проспектом Славы компания начала строить пешеходный переход. Так же, без конкурса, «Метрострой» начинал строить «Спортивную-2» в сентябре 2012 года, а контракт с ним заключили только в конце года. В подобных ситуациях нет ничего удивительного — все работы, которые компания вела без конкурса, шли с устного разрешения, а иногда даже и требования из Смольного. Так сложилось, что в городе рынок строительства метро крайне консервативен — кроме «Метростроя», этим никто никогда не занимался. Были предположения, что в Северную столицу придут московские подрядчики, но они не подтвердились.
Официально контракт заключен 13 декабря. Срок исполнения — 28 февраля 2014 года. По истечении контракта Смольный проведет уже полноценный конкурс на строительство станций, которое должно завершиться в 2018 году. Его начальная цена не определена, но ранее экс-глава КРТИ Дмитрий Буренин заявлял, что общая стоимость проекта составляет 40 млрд рублей.
В бюджете на 2013 год было предусмотрено финансирование фрунзенского радиуса в размере 2,7 млрд рублей. Как заявлял в октябре Дмитрий Буренин, эти деньги включили в бюджет по недоразумению, поскольку метрополитен сделал Заксобранию и губернатору предложение в отсутствие утвержденного экспертизой проекта. Поскольку экспертиза шла и весь 2013 год, конкурс не проводили, а работы — шли.
Когда в Смольном выяснили, на какую сумму «Метрострой» выполнил работы, стало ясно, что 2,7 млрд рублей на их оплату в этому году не хватит, поэтому 11 декабря Георгий Полтавченко утвердил постановление об увеличении финансирования до 4,1 млрд рублей. Из них 3,7 млрд уйдут «Метрострою» в виде аванса (не более 1 млрд рублей), и остальных денег по результатам актов выполненных работ — сейчас компания готовит эти документы для передачи в комитет. А остальные 400 млн рублей пойдут на другие расходы, в частности связанные с оплатой строительного контроля на объектах.
Помимо желания чиновников не останавливать стройку и обеспечить эти работы деньгами, временный контракт с «Метростроем» позволит КРТИ увеличить процент освоения бюджета адресной инвестпрограммы, который сейчас составляет около 60% (от 23,5 млрд рублей). У комитета осталось мало времени — в ближайший четверг, 26 декабря, в связи с истечением финансового года будет последний день выплат средств подрядчикам. Согласно практике, сложившейся в правительстве, плохое освоение обычно приводит к увольнению председателей комитетов. В августе 2013 года по этой причине пришлось уволиться главе комитета по строительству Андрею Артееву. В ноябре, возможно, по этим же соображениям, и Дмитрию Буренину.
В настоящий момент, как сообщили «Фонтанке» в «Метрострое», завершена проходка обоих перегонных тоннелей от «Международной» до «Проспекта Славы». В районе этой станции расположена монтажная камера, от которой далее, на юг, пойдет первый в городе большой двухпутный тоннель (в котором будут сразу два железнодорожных пути). Но прокладывать его начнут в январе 2014 года со стороны станции «Южная», откуда он постепенно будет уходить под землю. Таким образом, «Проспект Славы» будет глубокого заложения, «Дунайский проспекте» — мелкого (пассажиры будут спускаться к поездам по ступенькам), «Южная» будет на поверхности земли.
Для проходки двухпутного тоннеля «Метрострой» купил проходческий щит стоимостью 23 млн евро у немецкой фирмы Herrenknecht AG.