Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 20 ноября 2013 09:33      304

Яйца Фаберже зафиксировали на Фонтанке

19 ноября в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки открылся музей Фаберже, основание экспозиции которого составляет коллекция ювелирных изделий этой фирмы, принадлежавшая американскому газетному магнату Форбсу, и приобретенная в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом. Петербург обогатился еще одним музеем — и, при всем скептическом отношении к тому что делается у нас в сфере культуры — замечательным, считает побывавший там корреспондент «Фонтанки».

Отныне отреставрированный дворец Нарышкиных-Шуваловых хранит несметные сокровища: помимо императорских пасхальных яиц в экспозиции также многочисленные предметы русского декоративно-прикладного искусства рубежа 19-20 веков, изделия Императорского фарфорового завода, а также живописные работы русских и западных мастеров. Ложкой дегтя в бочке с драгоценностями остается тот факт, что музей, хоть и считается открытым, в рабочем режиме будет находиться только с декабря. 19-го-го же ноября его ждало двойное открытие с вип-персонами, вплоть до вечернего визита премьер-министра.

На «инаугурационной» пресс-конференции компанию Виктору Вексельбергу составили председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», в ведение которого предприниматель передал свою коллекцию, и директор нового музея Владимир Воронченко, хранительница кремлевской коллекции Фаберже Татьяна Мунтян, министр культуры Владимир Мединский и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, который успел бегло познакомиться с коллекцией. Все собравшиеся пребывали в благожелательном расположении духа, которое не смог омрачить корреспондент телеканала «Дождь», проведший неуместную на этом празднике искусства аналогию с недавней акцией художника Павленского на Красной площади. Возмутителю спокойствия недвусмысленно указали на разницу между фиксацией яиц и их собирательством для пользы Отечества, а министр Мединский посоветовал журналисту поискать ответ на свой вопрос «в музее медицины и психиатрии».

Виктор Вексельберг признался, что за десятилетний путь, который прошла коллекция на родине, были периоды, когда он слабо верил в благополучное завершение проекта создания музея, и произнес благодарственное слово в адрес бывшего губернатора Валентины Матвиенко. Фонд Вексельберга в поисках подходящего для музея здания обращался и к Юрию Лужкову и к петербургским властям. Валентина Ивановна, по словам коллекционера, проявила себя как талантливый руководитель, предложив для размещения экспозиции бывший Нарышкинский, а теперь Шуваловский дворец. Польза для города оказалась двойная: помимо получения роскошного музея, Санкт-Петербург также решил вопрос с дорогостоящей реконструкцией самого дворца, который находился в весьма запущенном состоянии. Реставрационные работы длились пять лет и теперь, по выражению Виктора Вексельберга, дворец стал неотъемлемой частью проекта, а дух здания и некогда живших в нем людей «принял предметы экспозиции».

Собственно пасхальные яйца фирмы Фаберже составляют весьма небольшую часть собрания музея — в музеях Кремля их, скажем, больше — зато у нас теперь самая большая коллекция яиц с сюрпризом, их пятнадцать (в том числе девять императорских). Все они доступны для обозрения, как и остальные экспонаты: невыставленными остаются считанные единицы, требующие реставрации или дополнительного внимания специалистов. Большое впечатление производят коллекции серебра, эмалированных изделий, предметы интерьера обихода, живописные полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Семирадского, Ренуара. Кабинет князя Шувалова превратился в зал икон — Виктор Вексельберг отдельно отметил важность «религиозной составляющей» нового музея.

Виктор Вексельберг также пригласил своих коллег по музейному делу к кооперации и поделился планами развития выставочной деятельности, для чего, в частности, позвал в партнеры Музей имени Пушкина и Третьяковскую галерею. Ему вторил Владимир Воронченко, призвав мировых специалистов по Фаберже и прикладному искусству стать «друзьями и учителями» нового музея.

Отвечая на вопрос «Фонтанки» о техническом оснащении нового музея и планах создания сайта музея с виртуальной коллекцией и подробным справочным аппаратом, Владимир Воронченко признал то, что нынешняя страница коллекции Фаберже на сайте фонда «Связь времен» не может быть признана удовлетворительной, но шаги в этом направлении будут сделаны. Кроме того, предполагается, что каждому посетителю музея будет выдаваться айпад, камеру которого можно будет направить на экспонат и получить подробнейшую информацию. Позже, во время экскурсии по залам музея, выяснилось, что предполагается выдача посетителям подробного каталога с нумерацией экспонатов, стоимость которого будет включена в стоимость входного билета.

Когда речь зашла о плате за вход, Виктор Вексельберг отдельно подчеркнул необходимость того, чтобы жители Санкт-Петербурга «были защищены от высоких цен» и что будут предусмотрены финансовые преференции детям, студентам, инвалидам, ветеранам и неимущим. Однако конкретная стоимость входа так и не была названа.

Так или иначе, всех нас можно поздравить с по-настоящему интересным и впечатляющим художественным музеем, который может стать одной из изюминок Петербурга, если какие-нибудь недобрые ветры не сдуют яйца Фаберже с берегов Фонтанки. Пока же экспонаты не снабжены даже табличками, но остается надеяться на то, что устроители знают, что говорят и успеют справиться в декабре с оставшимся объемом работ.

Евгений Хакназаров

Источник: "Фонтанка.ру"