Строящиеся в массовом порядке на окраинах Петербурга кварталы уже через 10-20 лет грозят обернуться для города трущобами, заселенными малообеспеченными слоями населения, предсказывают градостроители. Власти кивают на бизнес, застройщики ждут от правительства решений, в итоге страдает покупатель. Предпосылок для изменения ситуации пока нет.
О будущиях явлениях Петербурга - «трущобизация» и «геттоизация» - недавно заговорили эксперты. Речь идет не только о некачественной среде новых городских кварталов, не располагающих к комфортному проживанию, но и о квартирографии новостроек: большинство строящихся квартир — однокомнатные. Европа этот процесс уже прошла в 1970-1980-е - перед глазами пример пригородов Парижа. Однако Петербургу придется наступить на те же грабли - бизнес, государство и сами покупатели кивают друг на друга и не собираются начать решать проблемы. Между тем, проблема приобретает эпические масштабы. Согласно утвержденным проектам планировки, за следующие 7-10 лет население города должно увеличиться в полтора раза (официально в Петербурге 5 млн человек. - Ред.).
За последние годы в городе утверждены проекты планировок территорий (ППТ) для 3000 га, на которых запланировано возведение 30 млн кв.м жилья. Еще около 20 млн кв.м «квадратов» — это проекты, где ППТ еще разрабатываются или не утверждены. То есть спустя десятилетие жилой фонд Петербурга (112 млн кв.м) может увеличиться почти на 50%.
Корень зла
Архитекторы и чиновники называют «порочной» всю новую застройку Петербурга 2000-х годов, которая по сути продолжает традиции советской массовой типовой архитектуры. Речь идет о кварталах на периферии Приморского района, районов Дыбенко, проспекта Ветеранов, Пулково. Шагнув за границу города - в Ленобласть (Девяткино и Мурино) - эта застройка и вовсе стала неотличима от кварталов Юго-Восточной Азии, уверен Максим Атаянц, руководитель одноименной «Архитектурной мастерской». Такие же однообразные, скучные «машины для жилья» (авторство Шарля Ле Корбюзье, - Ред.), не дома, а секции, кое-как состыкованные меж собой и разбавленные по-азиатски яркими и кричащими, стихийно налепленными торговыми центрами, говорит эксперт. Речь даже не о «красоте», все понимают ее по-разному, подчеркивает Атаянц, а о «дружелюбности и комфортности» среды. «Если квартал предоставляет своим жителям возможность выйти на прогулку и вернуться с лучшим настроением - это и есть комфортная среда», - определил он.
«Ответа на вопрос, что будет построено в Петербурге - исходя из качества жизни, образа жизни горожан и соответствующего типа застройки - в существующем Генплане нет, - согласился Вячеслав Семененко, экс-глава комитета по строительству, а ныне - советник губернатора. - Мы продолжаем строить постиндустриальный Ленинград и лишь воспроизводим советский тип социальной инфраструктуры, описанный в сохранившихся сводах правил. При этом темпы ее строительства не поспевают за объемами городского строительства».
Причины сложившейся ситуации, как всегда крепко, завязаны в узел. Дело и в исторической нехватке жилья в сочетании с большим количеством приезжающих в город, и в неразвитости транспортной инфраструктуры Петербурга, и в устаревших нормативах застройки, а также в нехватке специалистов, современных строительных технологий, бедности населения, и главное - в отсутствии политической воли этот узел рубить. Каждая из сторон треугольника «власть-государство-общество» перекладывает ответственность за решение проблемы на своих оппонентов.
Думаем головой
О социальной ответственности бизнеса заговорила директор Центра градостроительных компетенций Российской академии народного хозяйства Ирина Ирбитская: «В существующих условиях можно делать и красивые, и комфортные, и доступные проекты. Люди, которые строят «спальные районы», всегда будут находить себе оправдание». Мыслить категорией «городских кварталов», с уютными дворами не более чем 50 на 50 метров, с комфортной высотностью и геометрией застройки с рабочими местами, созданными не менее чем для трети проживающих в них людей, призвала эксперт.
Вячеслав Семененко посоветовал девелоперам пересмотреть подход к развитию бизнеса: «Мыслить нужно не в категории «пришел-ушел». Перед реализацией проекта лидеры рынка должны научиться тщательно все продумывать. Компания должна управлять развитием инфраструктуры». По словам советника губернатора, есть и положительный тренд - некоторые застройщики уже начинают отходить от принципа максимального извлечения прибыли, меняют приоритеты, работая на перспективу, репутацию. Однако имена Семененко не назвал.
Формула трущобности
Позиция петербургских застройщиков, присутстовавших на круглом столе, прежняя: «Мы ориентируемся на спрос и на прибыль, -в ответ заявила директор по развитию «Строительной компании Л1» Надежда Калашникова.- Не надо наделять девелоперов функциями, которые им не свойственны. Не надо ожидать от застройщиков развития среды. Этим должны заниматься городские власти». «У нас нет выбора, мы исполняем законы, - поддержал коллегу генеральный директор ЗАО УК «Эталон» Антон Евдокимов. - Типовое панельное строительство - это может быть, неэстетично, но прагматично и правильно, и это позволяет решать жилищную проблему. Вы решите, что нужно - либо проектировать комфортную среду, либо строить большие объемы жилья».
Существующие нормы и бюрократический процесс согласования проектов приводят к тому, что девелоперы, напротив, стараются не отходить от типовых решений, таким образом не рискуя при получении разрешения на строительство, считает генеральный директор «Архитектурной мастерской Цыцина» Сергей Цыцин. В качестве примера застройщики назвали «Дудергофский проект» от компании «БФА Девелопмент», который прошел Градостроительный совет, но так и не был реализован из-за градостроительных ограничений.
Ограничивать застройщиков должен город - федеральным законодательством предусмотрено введение на региональном уровне собственных нормативов: по высотности, плотности застройки, применяемым технологиям и материалам, объемам озеленения и создания культурных и социальных объектов. Однако разработка таких норм не ведется, признал Вячеслав Семененко. Девелоперы и так ждут как минимум - снижения уровня неопределенности в государственном регулировании. А в идеале - разработки общей концепции городского развития и современных нормативов строительства, упрощения и уточнения процедуры согласования проектов и снятия инфраструктурной нагрузки.
«Степень «трущобности» - высотности и плотности новой застройки - находится в зависимости от уровня затрат застройщика и покупательской способности населения. Государство может решить жилищную проблему, минимизировав первое и расширив второе за счет доступной ипотеки, - заявил эксперт Борис Юшенков. - Остальное, регулирование качества жилой среды, - вопрос законодателя».
«Жилье по-прежнему остается недоступным, и говорить о том, что в городе уже сформирован цивилизованный рынок жилья, пока нельзя, - признал Вячеслав Семененко. - Пока мы не выйдем на европейские мерки обеспеченности жильем - это хотя бы 32 кв.м на человека (сейчас этот уровень составляет 24 кв. м, но к 2020 году в планах прежней команды Смольного было довести этот параметр до 38 кв. м на человека, - Ред.), ожидать развития рынка нечего». «Население не имеет возможности купить комфортную среду», - высказался и генеральный директор «Главстрой-СПб» Сергей Ветлугин.
Сесть и ждать
В итоге, предпосылок для улучшения ситуации, по крайней мере, в ближайшем будущем, просто нет, уверены участники круглого стола. Власть не предпринимает усилий для разработки концепции городского развития, современных нормативов, хотя бы на региональном уровне, для увеличения конкуренции за покупателя и снижения цен. Тогда как застройщики в большинстве руководствуются экономическими интересами - получению прибыли при минимизации рисков, связанных с новациями. А население просто готово «потреблять» жилье в гигантских количествах, не предъявляя требований к созданию комфортного города.
«Исполнительная власть не более компетентна чем законодательная. В этих условиях комфортная среда будет создаваться только на «выселках», находящихся вне экономических интересов бизнеса и власти», - подвел черту шеф-редактор еженедельника «Недвижимость и Строительство Петербурга» Дмитрий Синочкин.
Ольга Филиппова