Самые влиятельные люди на строительном рынке Петербурга
После совсем сурового для строителей 2012 года, когда Смольный вообще не хотел согласовывать никаких строек, ссылаясь на невозможность обеспечить их необходимой инфраструктурой, 2013-й стал полегче.
С приходом нового строительного вице-губернатора Марата Оганесяна строителям объяснили: хочешь строить – будь любезен за свой счет создать и инфраструктуру. И даже предложили механизмы, как можно это делать: построить и подарить, либо внести причитающуюся сумму на счет в качестве благотворительного взноса. Строители, повозмущавшись для приличия, согласились. По крайней мере, крупные.
В то же время – и все об этом знают, но вслух не говорят, – юридических рычагов отказаться согласовывать строительство у Смольного нет, и при желании застройщик может получить через суд все необходимые ему документы. Но строители боятся открыто идти в суд, то есть объявлять Смольному войну, понимая, что им самим тоже много чего можно предъявить. С третьей стороны, власти скованы в своих действиях осознанием того, что банкротство любого более-менее крупного застройщика немедленно приведет к появлению тысяч обманутых дольщиков, поэтому максимум, на что они способны, – пригрозить сносом нескольким малоэтажным домам, построенным на землях ИЖС.
Таким образом, вся сложнейшая строительная отрасль при наличии огромного числа законов и нормативов работает фактически по понятиям. Соответственно работают и механизмы влиятельности в этой отрасли. Чем выше крыша или чем больше наглости – тем лучше.
Вместе с тем тяжелые времена не смогли сплотить строителей. Они не объединились и не выступили единым фронтом против Смольного, хотя некоторые попытки такого рода и предпринимались. Каждый старался зайти с заднего подъезда и приватно обсудить свою проблему. Многим застройщикам, особенно крупным, это удалось.
Самые влиятельные люди на строительном рынке Петербурга
1. Вице-губернатор Марат Оганесян – самый активный из всех кураторов строительной сферы, которые переменились в Смольном за время правления Георгия Полтавченко. При нем для строительного сообщества были сформулированы так долго ожидаемые им «правила игры». Сводящиеся к тому, что строители должны сами финансировать социальную инфраструктуру и передавать ее городу (* допускаются исключения). Многие эксперты считают, что, будучи человеком, спущенным сверху, в своей деятельности Оганесян не обязан сильно ориентироваться на мнение Георгия Полтавченко.
2. Гендиректор ЛСР Александр Вахмистров руководит одним из крупнейших строительных гигантов на Северо-Западе, доминирующим, к тому же, в производстве ряда стройматериалов. Сам он, с учетом его долгой чиновничьей биографии, пользуется большим авторитетом среди городских строителей. В этом году ЛСР заявила о намерении приобрести компанию «Ройал гарденс отель», которая планирует построить аппарт-отель на месте блокадной подстанции на Фонтанке. Этот проект анонсирован уже давно, но власти все не решаются снести памятник блокады, на котором висит, к тому же, мемориальная доска. Видимо, в ЛСР уверены, что они смогут найти для Смольного достойные аргументы.
3. Группа компаний «Эталон» является одним из лидеров на рынке жилищного строительства, а ее глава Вячеслав Заренков традиционно входит в верхнюю часть рейтинга. В 2013 году он смог записать себе в актив согласование проектов «Царская столица» и «Галактика», что по нынешним временам является большим достижением. Правда, пока Заренкову не удалось стать почетным гражданином Петербурга.
4. Михаил Возиянов возглавляет компанию «ЮИТ-Санкт-Петербург», которую отличают большие объемы строительства и, сравнительно с другими лидерами рынка, бесконфликтность. И даже довольно странно выглядящий дом на улице Чапаева в Петроградском районе, начало строительства которого она анонсировала в прошлом году, не вызвал никакого возмущения у градозащитников.
5. Компания «Старт Девелопмент» Захара Смушкина собирается построить город-спутник «Южный» на границе Пушкинского района и Ленобласти, в котором будут жить 134 тысячи жителей. Этот проект вызывает большое возмущение у оппонентов нынешнего Смольного, указывающих, что городские власти требуют от инвесторов строить инфраструктуру за свой счет, но в данном случае делают исключение. Под строительство «Южного» обещано федеральное и городское финансирование, и в конце года ЗакС внес поправки в Генплан, позволяющие застраивать эту территорию.
6. Председатель совета директоров холдинга «Setl Group» Максим Шубарев традиционно присутствует в рейтинге, поскольку не только руководит одной из основных компаний в своей отрасли, но и возглавляет крупнейшее строительное СРО «Объединение строителей». Что делает его очень влиятельным человеком внутри сообщества. Эксперты также отмечают, что в 2013 году «Setl Group» вполне эффективно взаимодействовала со Смольным.
7. Несмотря на многочисленные скандалы, связанные с реновацией хрущевок, это проект не умер, как большинство начинаний времен Валентины Матвиенко. В декабре прошлого года Георгий Полтавченко лично ездил в Сосновую Поляну смотреть на первые дома, которые строит компания «СПб реновация» Артура Маркаряна. В СМИ после этого появлялись жизнерадостные сюжеты, как губернатор встречался с семьей, которая переедет из маленькой хрущевской квартиры в просторную маркаряновскую.
8. Глава холдинга RBI Эдуард Тиктинский в прошлом году стал одним из первых крупных игроков строительного рынка, кто, не скрываясь, взялся судиться со Смольным (втихаря судятся и даже выигрывают многие) – оспорил решение КГИОПа о включении той части Лопухинского сада, где он собирается строить гостиницу, в состав памятника. Вопрос принципиальный и для Смольного, и для компании, так что финал истории станет лучшим показателем влиятельности Тиктинского.
9. Игорь Лейтис, президент холдинга «Адамант», традиционно присутствует в рейтинге как руководитель компании, лидирующей на рынке коммерческой недвижимости и контролирующей до 40% всех ТРК в Петербурге. В прошлом году компания открыла ряд новых комплексов, но зато один из ее объектов Смольный хотел снести. Чиновники подали в суд с требованием убрать незаконно построенный у метро «Пионерская» адамантовский ТК «Аэродром».
10. Группа компаний ЦДС, возглавляемая Михаилом Медведевым, строит много дешевого жилья на окраинах города и в области. В частности, компания анонсировала планы построить новый город-спутник на 120 тысяч жителей на правом берегу Неву у пос. им Свердлова. Как и большинство крупных игроков, ЦДС заявил, что готов выполнить требование Смольного и строить всю инфраструктуру своих кварталов за собственный счет.
О роли личности в строительстве
Дмитрий Синочкин, шеф-редактор газеты «Недвижимость и Строительство Петербурга»
– Петербургский строительный бизнес отмечен печатью личных особенностей тех людей, которые его начинали и ведут до сих пор. «ЛенСпецСМУ» – это Вячеслав Заренков. «Строительный трест» – Евгений Резвов и Беслан Берсиров. Группа ЛСР – Александр Вахмистров и Андрей Молчанов. ЦДС – Михаил Медведев. И так далее.
Стратегический статус строящегося города-спутника «Южный» вряд ли получилось бы «продавить» без влияния и связей Захара Смушкина. Реновация хрущевок движется через противодействие влиятельных групп и законодательные препоны сумасшедшей энергией Артура Маркаряна… История фирмы ЛЭК (Л1) непредставима и неполна без подробностей личного конфликта между Павлом Андреевым и Андреем Рогачевым.
В негативном поле случаются истории не менее яркие. Евгений Бонд, пока еще носил фамилию Дондурей, возглавлял компанию «Росглавматериалы». Скандал, банкротство, незавершенка, уголовное дело… Отсиделся в Лондоне, вернулся, сменил фамилию, возглавил фирму СУ-1. Скандал, незавершенка (на ул. Союза Печатников), вроде и банкротство не за горами... Как гласит английская поговорка, «леопард не меняет пятна».
Сергей Полонский и Артур Кириленко («Строймонтаж») начинали бизнес вместе. Потом разделили проекты. Полонский отчалил в Москву, Кириленко остался в Петербурге. Обанкротились оба – но какие разные последствия! Кириленко рассчитался с дольщиками и только после этого уехал (в Англию); банки, которым он тоже задолжал, пытаются что-то получить в рамках арбитражных процедур. Прессе Кириленко почти не интересен. Полонский продолжает радовать СМИ яркими эскападами…
Кстати, в западных компаниях, которые тоже немало строят в Петербурге (и с каждым годом все больше) роль формальных процедур выше, а личные особенности менее значимы. Вряд ли многие петербуржцы (даже и из числа потенциальных покупателей) сходу припомнят, кто сегодня возглавляет концерн NCC или «Леммикяйнен».
Личностный бизнес – примета молодого рынка. Пока еще не устоялись правила, пока в несовершенном законодательстве зияют громадные дырки, а прибыльность проекта может напрямую зависеть от позиции Смольного – роль первого лица огромна, а его влиятельность и «вхожесть в коридоры» играют важную роль.
Когда «Город 812» перестанет вести этот раздел рейтинга, можно будет заключить, что наш рынок стал более-менее цивилизованным.