Городское правительство решило провести корректировку Генплана в следующем году. «В этом вопросе не нужно свалки и спешки»,- заверила всех градоначальница Валентина Матвиенко, поддержавшая, заодно, и инициативу о том, что городским парламентариям стоит запретить вносить напрямую поправки к Генплану во втором чтении.
Необходимость внесения очередных изменений в Генплан чиновники Смольного обсуждали на заседании городского правительства 19 октября. Инициатива профильных комитетов о необходимости таких изменений была поддержана губернатором города. Валентина Матвиенко напомнила о том, что генплан принимался 5 лет назад, а корректировался «всего» 3 раза.
Градоначальница задала и направления, по которым будет корректироваться документ. Так, по ее словам, сейчас в городе активно идет вывод промышленный производств из исторического центра, но в Генплане их земли обозначены как промышленные территории. Кроме того, к примеру, в Приморском районе жилыми домами планируется застроить бывшую свалку, но ее невозможно пока выставить на торги, так как по документам она не предназначена для проживания, хотя территория, как утверждают городские власти, рекультивирована и может быть застроена жильем.
По мнению главного архитектора Петербурга Юрия Митюрева, корректировки Генплана вообще необходимы для устранения подобного несоответствия функций ряда территорий изменившимся потребностям города - он продолжает расти и строиться. По его словам, речь идет в основном о поправках в документ для реализации таких проектов, как строительство нового зоопарка в Юнтолово, Ново-Адмиралтейского моста, переезда Адмиралтейских верфей и учебного центра ВМФ в Кронштадт, строительство нового СИЗО в Колпино, а также новой ТЭЦ на Васильевском острове. Еще один повод для корректировки - строительство еще 2 мясоперерабатывающих завода.
Отметил Митюрев и то, что с момента принятия Генплана площадь городских кладбищ превысила утвержденную на 2,5 га.
В свою очередь вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов подчеркнул, что в городе активно развивается промышленное производство, поэтому необходимо определить территории, на которых разрешено строительство промышленных объектов, а также уточнить транспортную схему для оптимизации дорожного строительства и развития транспорта. Вспомнил он и об одной из самых запутанных экологических проблем. «Нужно вписать в Генплан и городские леса»,- заметил вице-губернатор.
.
В ответ председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Сергей Никешин пожаловался на заседании городского правительства на то, что во время рассмотрения проектов изменений в главный градостроительный закон Петербурга от депутатов поступает много «непрофессиональных поправок». Генплан состоит из текстовой и графической частей, а поправки парламентариев зачастую «не обеспечены картографией в той мере, в какой должны», заявил он.
«Иногда они искажают по отдельным аспектам Генплан и суть вносимых изменений», - заметил парламентарий и предложил в качестве инициативы запретить депутатам подавать поправки ко второму чтению напрямую, оставив им право выдвигать предложения на общественных слушаниях по изменениям. Эти инициативы будут рассматриваться на заседании рабочей группы и, в случае одобрения, приобретать форму поправок. «Тем самым, мы получим более качественный документ и существенно упростим процедуру второго чтения. Скорость принятия данного законопроекта будет существенно выше», - заверил он.
«Действительно, депутаты, подавая поправки, не в состоянии разработать к ним грамотную картографию, - пояснил после заседания правительства корреспонденту «Фонтанки» коллега Никешина по ЗакСу, заместитель председателя комиссии по горхозяйству Сергей Малков. - Поэтому мы решили, учитывая, что Генплан все равно проходит нулевое чтение перед тем, как его вынесут на всеобщее обсуждение, провести дополнительные общественные слушания еще и в ЗакСе. Таким образом, парламентарии смогут заранее заявить о желаемых изменениях, а мы успеем разработать к их текстовой поправке картографическое приложение».
Предложение Никешина Валентине Матвиенко очень понравилось. «Генеральный план - это не тот документ, куда можно вносить поправки между первым и вторым чтениями. Должна быть серьезная проработка. Здесь нам спешки не надо»- согласилась она, отметив и то, что в вопросе об изменении Геплана не стоит торопиться. - «Свалки и спешки не нужно, необходимо все детально продумать, и инициировать внесение корректировок в следующем году».
Согласились с предложением Никешина и общественники. «Генплан — документ, подразумевающий обязательное общественное обсуждение. Однако депутаты иногда вносят поправки, которые на суд общественности не выносились, и, более того - внесенные ими корректировки зачастую меняют всю концепцию Генплана», - заметил директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
Некоторые внесенные депутатами поправки и вовсе вызывают полное непонимание и активные протесты населения. Например, по предложению экс-депутата Редько был предназначен под общественно-деловую застройку сквер на улице Ивана Фомина — битва жителей района за этот последний клочок зелени в районе длилась около года и закончилась победой горожан. Участок парковой зоны в Рыбацком был переведен в общественно-деловую зону и отдан под застройку с подачи депутата Андрея Ловягина — сейчас защитники Рыбацкого пытаются остановить грядущее строительство. Зато, ехидно добавили представители движения «Охтинская дуга», участок земли на Малой Охте, расположенный под окнами депутата Игоря Риммера и изначально предназначенный для жилых домов, вдруг превратился в рекреационную зону.
«Возможно, таких ситуаций теперь будет меньше, - надеется Александр Карпов и добавляет: «Хотя деятельность депутатов публична, и, по крайней мере, в этом случае ясно, на ком лежит ответственность за то или иное решение». «К сожалению, - отмечает он. - В большинстве случаев поправки поданы тем или иным комитетом и ответственных найти практически невозможно».
Как уже писала «Фонтанка» http://www.fontanka.ru/2009/06/22/113/ , о необходимости внести корректировки в Генплан Смольный впервые заговорил год назад — в связи с тем, что крупные стратегические проекты Петербурга оказались вне закона. Так, судопропускное сооружение С-1 на дамбе, расширение КАД до 8 полос на всем протяжении Восточного полукольца, первая очередь ЗСД, 2 новые станции метро - «Волковская» и «Звенигородская», новые терминалы по обработке грузов на портовых комплексах, намывные территории для аванпортов, пусковой комплекс порта «Морской фасад» и новые терминалы аэропорта «Пулково» появились вопреки плану развития города. Вступил Генплан в противоречие и с планами инвесторов. Например, территория, выделенная под строительство завода «Хендэ Мотор Компани», не соответствует этому назначению - не предусмотрена здесь промышленная застройка.
Намерения городских властей уже вызвали протесты и со стороны разработчиков документа, и со стороны некоторых депутатов. Разработчики же документа оказались единодушны, и их состояние можно назвать недоуменным. Как отметил Владимир Аврутин, на момент разработки Генплана - заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский НИПИГрад», очередная корректировка - совершенно лишняя: «Мы приняли Генплан в 2005 году, потом решили его поправить, полтора года правили, в 2007 — приняли окончательно. Теперь снова начинаем исправлять. Это можно делать бесконечно, но так документ из генерального плана превратится в дежурный». Депутат ЗакСа Алексей Ковалев счел идею менять Генплан каждые полтора года абсурдной. «Наши законы становятся все более и более призрачными», - заметил он.
По закону изменять главный градостроительный документ можно лишь раз в пять лет. Напомним, первый раз План развития города утвердили в 2005 году, после того как новый документ вызвал множество нареканий — и со стороны населения, и со стороны строительных организаций, его отредактировали. Процесс внесения правок растянулся на полтора года. Последний раз, когда Генплан окончательно утверждали в 2008 году, чиновники и депутаты клятвенно обещали, что раньше положенного срока — через 5 лет - к нему не притронутся.
Тогда же, в 2008, чтобы прояснить правовую коллизию, Александр Викторов, на тот момент глава КГА, выступил с сенсационным заявлением: законопроект о внесении изменений в закон о Генеральном плане корректировкой главного градостроительного документа города не является. Документ — это всего лишь уточнения, которые хотели внести еще в 2005 году. Однако эти «незначительные» изменения были столь масштабными, что в паре предложений изложить их не удалось. «Когда мы принимали Генеральный план, мы отдавали себе отчет: принятый документ не должен быть догмой, в него обязательно будут вносить изменения. Город — живой организм, он развивается быстро, и тут как раз вопрос в качестве квалифицированного мониторинга хода реализации Генплана и оперативного законодательного реагирования на объективные градостроительные процессы», — отметил тогда же спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов. После этого Генплан уже прошел одну масштабную корректировку — границы Петербурга были расширены с учетом будущих новых намывных территорий в районе Сестрорецка.