Самым радикальным предложением по преобразованию Петербурга, которое известно на сегодня, является концепция «Новый Петербург», которая разработана Геннадием Соколовым, его мастерской «АрхСтудия». Подробности он рассказал «Городу 812».
– Как появилась идея города на намывных островах?
– Около года назад в кабинете Олега Романова, президента Союза архитекторов Петербурга, мы обсуждали проблемы исторического центра – строительство подземных стоянок, многоуровневых развязок. Ни один рецепт не дает глобального решения проблем центра.
Тогда возник почти риторический вопрос: а где есть резервная территория поблизости от центра? «Надо засыпать Финский залив», – пошутил Валерий Каплунов, вице-президент нашего союза.
– Но вы восприняли этот разговор всерьез?
– Разумеется, речь не может идти о засыпке залива в районе Стрельны и Петергофа, это исказит исторические морские перспективы. Поэтому «безумная» идея сузилась до островов. Потом наша мастерская взялась за проработку, и выяснилось, что намывная земля – самая дешевая, залив, за исключением двух фарватеров, очень мелкий. Все готово для строительства, надо последовательно намывать остров за островом по кольцу, чтобы избежать появления локальных ям.
Самое главное – сохраняется вид акватории.
– А главная проблема?
– Транспорт. Необходимо строительство мостов, дорог и тоннелей.
На свои острова переселяются органы власти, бизнес. Аэропорт открывается в Кронштадте со взлетом-посадкой над акваторией, а не над жилыми кварталами, как сейчас, и т.д. В Петербурге остаются музеи, театры и туризм.
– Островов всего девять?
– Самый большой остров мы назвали Силиконовым – для размещения высокотехнологичных экологически чистых производств. По размерам он сопоставим с Васильевским островом. Вокруг него – жилые острова, где работают сотрудники этих предприятий.
Помимо всего прочего, эти острова должны прекратить экспансию Петербурга на территорию области, которая порождает межрегиональные конфликты.
– Но ваш проект – это фантазии?
– Я бы назвал это концепцией. Когда Петр I задумывал столичный город на болоте, то это было еще большей фантастикой.
– С чего бы вы начали реализацию проекта?
– С разгрузки центра от органов власти и бизнес-центров, они создают в городе наибольшие транспортные проблемы. Следовательно, начинать намыв надо с островов для них.
– Вы показывали свою работу потенциальным заказчикам?
– Наибольший интерес этот проект вызвал в Москве. Там нет залива, но проект «Новая Москва» нравится далеко не всем. Нам предложили подумать над альтернативой «Новой Москве».
– Как вам нынешние намывные проекты на Финском заливе?
– Они находятся слишком близко к городу и закрывают виды на залив.
Вадим Шувалов
Справка
Первым шагом проект предусматривает намыв трех островов непосредственно напротив Васильевского острова. Средний остров – самый большой из трех, на нем размещаются органы государственной власти, а также центральные офисы крупных компаний и банков. Два острова меньшей площади отводятся под жилищное строительство.
Вторая очередь предполагает намыв еще шести островов, в том числе самого большого из всей девятки – Силиконового острова , центральный из которых предполагается под экологически чистое промышленное производство. Остальные пять островов отводятся под жилищное строительство с развитой современной инфраструктурой.
В качестве доминант предложено строительство на разных островах пяти высотных зданий (не менее 300 метров) небольшой площади, имеющих общественную и гостиничные функции.
Острова будут связаны между собой в основном через тоннели, в которых помимо 8-полосных магистралей предполагается разместить инженерные коммуникации городского значения. По контуру островов предусматривается зеленый пояс садов и парков.
Технико-экономические показатели
1-я очередь освоения территорий...............................................................1497,2 га
Административный (Средний) остров 738,4 га
Южный остров 379,4 га
Северный остров 379,4 га
2-я очередь освоения территорий...............................................................3264,8 га
Промышленный (Силиконовый) остров 1504,2 га
Дальний остров 379,4 га
Центральный остров 379,4 га
Западный остров 379,4 га
Проходной остров 267,7 га
Малый остров 267,7 га
Западная башня 29 га
Южная башня 29 га
Центральная башня 29 га
3-я очередь освоения территорий...................................................................234,9 га
Аэропорт 234,9 га
Общая площадь намывных территорий.......................................................4996,9 га