Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 декабря 2014 22:36      454

Не простое украшение

Проект с громким названием «Императорское кольцо» презентовали в рамках Петербургского культурного форума. Идея проекта – создание в Ленобласти комплекса, конкурентоспособного сразу на двух мировых рынках: туризма и ядерных исследований. Об этом проекте стало известно еще два года назад, пока он лишь пополнился множеством новых инициатив и стал еще дороже.

В прошлом году в адрес президента России было направлено письмо, под которым стояло три подписи: губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и директора НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука. В письме говорилось о проекте развития Ленобласти, который и получил название «Императорское кольцо».


В центре этого проекта – Гатчина. Именно там находится Петербургский институт ядерной физики (ПИЯФ), входящий в состав Курчатовского института. Так вот одним из базовых  компонентов «Императорского кольца» должен стать Международный центр нейтронных исследований на базе реакторного комплекса ПИК (ввод реактора в эксплуатацию планируется до 2020 года). ПИЯФ должен будет продолжить исследования в области ядерной физики и радиохимии, в том числе для борьбы с онкологическими заболеваниями. Сейчас там уже лечат некоторые заболевания головного мозга, а к 2018 году собираются открыть центр протонной терапии онкологических заболеваний глаз. Тогда же  появится, согласно планам, установка для переработки тяжеловодных отходов.


В Гатчине планируется возвести еще один объект – синхротрон, циклический ускоритель частиц. После этого, говорит Михаил Ковальчук, Курчатовский институт может стать научным центром, подобных которому нет в мире.


Ключевой вопрос, который встает в связи с созданием научного центра в Гатчине, – привлечение кадров. Два года назад Михаил Ковальчук стал деканом физического факультета СПбГУ, и это, по его мнению, дает хорошую возможность этот вопрос решить: естественно-научные факультеты университета находятся в Петергофе, то есть не так далеко от Гатчины.


«Пока я думал, как связать университетскую площадку с площадкой Курчатовского института, мы обратили внимание, что в районе и Петергофа, и Гатчины существует уникальная музейная среда. Тогда возникла мысль соединить их дорогой. Мы стали обсуждать это с губернатором, рассматривалась возможность восстановления каких-то царских дорог», – рассказывает Ковальчук.


Идея развилась до строительства кольца примерно в 120 км: аэропорт – Морской порт – Стрельна – Петродворец – Гатчина – Павловск – Царское Село.
Инициатива получила поддержку Путина в виде двух постановлений. Последнее – о включении в план строительства дороги от аэропорта «Пулково», продолжении автострады до Гатчины, строительстве объектов вокруг Гатчины и строительстве части дорог, которые будут соединять Гатчину с Петергофом. 


Однако проект не является только инфраструктурным, в него вошли и другие аспекты развития южных пригородов. Основными компонентами проекта его авторы называют научно-образовательный комплекс (ПИК и центр нейронных исследований), культурно-исторический комплекс (восстановление дворцовых ансамблей и парков), городская среда (улучшение условий проживания в регионе) и транспортная инфраструктура как условие развития первых трех.


«У нас есть все предпосылки к созданию интеллектуального центра превосходства на границе с Евросоюзом, – говорит Михаил Ковальчук. – Династия Романовых создавала здесь великолепные памятники архитектуры. Советская власть открыла уникальный институт. Университет, созданный Петром, советской властью был частично перенесен в Петергоф. Инвестиции сегодняшней власти – это восстановленный Кронштадтский собор и уникальная инфраструктура, дороги. У нас грандиозные планы, но если мы вспомним, как создавался Петербург и чем он стал за 300 лет, то наш проект уже не будет казаться невыполнимым».


Авторы приравнивают «Императорское кольцо» к проектам во Владивостоке и Сочи по масштабам и значению. «Проект чрезвычайно ресурсоемкий, – признает первый замдиректора по научной работе «Курчатовского института» Олег Нарайкин. – Но его структура требует множественности источников финансирования и гармонизации проекта с уже существующими программами развития региона. Этот проект должен представлять интерес для бизнес-сообщества. Какая-то часть средств будет привлечена из бюджета».
В рамках культурного комплекса планируется воссоздание дворца в Ропше. «Сегодня там – чудовищные руины, хотя еще в 1970-е этот дворец что-то из себя представлял, – говорит гендиректора музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. – Мы долго думали, как должно выглядеть восстановление этого памятника. Сначала хотели сделать Ропшу просто музеем. Но потом решили, что музей сделать трудно, так как и вещи и интерьеры утрачены почти полностью. Мы проанализировали международный опыт и решили использовать эту территорию для развития какого-то проекта».


Было несколько вариантов, рассказывает она:  создать аналог Царскосельского лицея, открыть художественно-промышленное училище, музей истории искусств и прочее. «Но потом мы подумали: какое у нас самое провальное направление? Это – реставрационные науки. Вот их и нужно развивать, – говорит она. – Сегодня реставрировать памятники просто некому. Мы решили открыть здесь реставрационную школу не меньше чем на 300–400 человек. Здесь же будет и студгородок. Чтобы не занимать лишнюю площадь, можно строить жилые комнаты и мастерские под землей. Так Ропша могла бы занять достойное место в туристических маршрутах. Стоимость такого проекта подсчитана – почти 5 млрд рублей».


Другой проект хотят реализовать в Кронштадте – построить на территории Петровского дока музейный комплекс наподобие музея Васа в Стокгольме.
«Балтика уникальна тем, что здесь затонувшие суда находятся относительно неглубоко, но при этом хорошо сохранились, что связано с составом воды и температурными условиями, – рассказывает гендиректор ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгий Фокин. – Например, на дне находится парусный фрегат “Олег”, который затонул в 1869 году из-за столкновения с броненосной батареей “Кремль”. Он затонул за 11 минут, люди были спасены, но на его борту осталось практически все, что бывает на корабле XIX века, включая полковую кассу, орган, столовую посуду, оружие и так далее».


Такие корабли хотят не поднимать на сушу, как делали прежде. А переносить в Петровской док прямо под водой. И хранить в подводных камерах, в естественной консервирующей среде. Смотровые галереи будут расположены по бокам, а люди, обладающие дайверскими сертификатами, смогут проходить экскурсии в непосредственной близости от корабля. Планируется также построить верфь, где будут строиться точные копии кораблей по петровским чертежам.


Заместитель директора фонда «Центр стратегических исследований «Северо-Запад» Марина Липецкая рассказала, что в перспективе Гатчина должна будет войти в топ-5 мировых центров ядерных исследований, топ-20 самых туристически привлекательных городов мира и топ-50  европейских городов по качеству жизни. По ее оценке, к 2017 году восстановление достопримечательностей  может увеличить турпоток по маршруту на полмиллиона человек. «А если в рамках проекта будут появляться и новые туристические объекты, показатель может увеличиться вдвое», – считает она.


Правда, суммы потребуются внушительные: только первый этап реализации проекта «Малое Императорское кольцо» будет стоить около 60 млрд рублей.
Анастасия Дмитриева

Источник: "Город 812"