Активные общественники из движения «Красивый Петербург» разослали по чиновным инстанциям обращение о создании новых пешеходных улиц. В списке предлагается пять названий, от банального – сделать пешеходным начало Большой Морской ул. до Невского пр., до революционного – пешеходный Средний проспект от Кадетской до 12-й линии.
«Город 812» спросил урбаниста Данияра ЮСУПОВА, нужны ли вообще пешеходные улицы в Петербурге.
– Опыт организации пешеходных улиц в Петербурге считается неудачным. Согласны?
– Не все так провально, как об этом принято думать. Вместе с пешеходными улицами город получил первый опыт проектирования безбарьерных открытых общественных пространств.
Другое дело, что у нас беда с культурой планирования пешеходных улиц, все ограничивается решением об их расположении, а необходимо конструирование баланса интересов всех будущих пользователей. Пока мы видим два типа пешеходных улиц.
Первый. Работают малоформатные услуги, часть из которых контролируется диаспорами, часть вовсе бизнесом не является («купил жене салон портьер – пусть делом займется хоть каким-то, чем дома меня пилить»), часть ориентируется на вечный скудный диапазон спроса (пиво+рыбка+сигаретка), и, наконец, сетевые точки и мелкие франшизы (салоны связи, сетевое быстрое питание). Отличительная особенность уличного фронта таких улиц – небольшая посещаемость точек и малый размер трат. Единственное, что позволяет таким улицам выживать, – плотность точек на погонную стометровку, как, например, на 6-7 линиях ВО.
Второй случай – пешеходная улица с явным перевесом интересов туристов. Это, в основном, среднеформатные франшизы (обувь, одежда), и, соответственно, средняя посещаемость и повышенный размер трат, как, например, на Малой Конюшенной.
Абсурдный пример – Большая Конюшенная, по типу больше всего напоминает барселонскую Рамблу, что предусматривает интенсивное поперечное движение с пешеходного острова к уличному фронту и обратно. На острове – выносные торговые точки и другие события.
Но кто-то решил, что Большая Конюшенная – магистраль общегородского значения. Остров обнесли ограждением, запустили бессмысленную гранитную пешеходную полосу с бессмысленными же гранитными скамейками, на которых посетителям должно сидеть свесив свои ноги прямо под ноги прохожим. Впрочем, никакой коллизии нет – сидеть на студеном граните некому и незачем: на самом острове торговля скудна (если она вообще там есть), а чтобы купить мороженое, надо обойти полквартала. В целом такой дизайн посетителю говорит только об одном: появился на Большой Конюшенной – проваливай подобру-поздорову.
– Значит, можно было бы сделать пешеходные улицы более комфортными?
– Традиционные особенности архитектуры в центре Петербурга – высокий цоколь и непроницаемый фасад зданий – не располагают развитию уличного фронта торговли. Точки притяжения располагаются выше тротуара или в цоколе, и поэтому ограниченно доступны с улицы. Можно было бы повысить их доступность путем пристроек и перестроек, но этому препятствует охранный статус наследия, и к тому же эта инициатива конфликтует с интересами транзитных пешеходов, велосипедистов, пешеходов с детьми. Такие пристройки отнимают пропускную способность тротуара. Еще тяжелая техника снегоуборки, сосули и зимние реагенты напрочь уничтожают зеленые посадки, уличную фурнитуру, покрытия и весь ландшафтный дизайн.
– С этим-то ничего не поделаешь.
– Надо сменить технологии уличной уборки по крайней мере на пешеходных улицах.
– У нас пешеходные зоны создавались в интересах и под давлением бизнеса, который занимает их под общепит и торговлю.
– Отчасти. Вопрос в том, какой бизнес и по каким причинам. В момент стратегического выбора города в конце 90-х стали развивать то направление, где у Петербурга был наибольший потенциал в транснациональном масштабе, – туризм. Но для отформатированной под международные стандарты туристической инфраструктуры остро не хватало не только гостиниц, но и развитой экосистемы туризма, одним из элементов которой являются пешеходные улицы. Они дают внятные координаты для правильной посадки гостиниц и магазинов. Поэтому первые пешеходные улицы в городе появились на туристических потоках.
Другая часть заинтересованного бизнеса – владельцы недвижимости по первым линиям застройки. Они одобряли нововведение, поскольку оно должно было стимулировать аренду в их владениях.
– А в других странах кто является паровозом создания пешеходных зон: бизнес, власть или население?
– По-разному. В англосаксонских считается, что паровозом всегда был, есть и будет бизнес, следующий спросу в широком понимании, как всех интересов разных групп. В колониальной Индии строили маленькие центры английских городов (фактически макет 1:1) и свозили туда различные товары с родины, чтобы гарнизонные жены могли себя почувствовать как бы на родине. С этого начинается история супермаркетов – с создания пешеходных улиц в далекой стране.
В северных странах – другая проблема. Им скорее приходится стимулировать бизнес к развитию, а население – к участию в городской жизни, и там пешеходные улицы инициируют муниципалитеты в тесной связке с общественным мнением.
Мне не встречались случаи, когда пешеходные улицы были инициированы жителями. Не исключаю, что такое случается где-нибудь в южной Канаде, где общественные позиции локальных сообществ чрезвычайно сильны.
В любом случае проекты пешеходных улиц в развитых странах всегда обсуждаются с населением и мелким частным бизнесом в рамках мастер-плана, поскольку институционально распорядителями территориальных ресурсов города являются его жители.
– Что определяет успех или неуспех пешеходной улицы?
– Баланс функций и интересов. Назову несколько.
Свои/чужие. Насколько горожане считают пешеходную улицу своей – как пространство, где есть что-то для них, кроме сувениров и ресторанов для времяпрепровождения с иногородними. Для гостей это также важно, поскольку, удовлетворившись своими обычными интересами, они принимаются выискивать локальные особенности. Если не найдут, тогда место для них сольется в общей абстракции, которую можно встретить в любом другом месте.
Крупноформат/мелкоформат. Первый не должен однозначно доминировать на пешеходной улице. Например, на один супермаркет – не меньше трех мелких магазинов.
Формат/неформат. Соблюдение транснациональных форматов крайне важно для таких мест. Формат для потребителя – супермаркет, стандарт обслуживания в ресторане, инфоцентры, салоны связи – означает ожидаемое им качество услуги. Неформатная деятельность обычно инспирируется местными культурными особенностями, что должно придавать характер месту – семейные предприятия, уличные театры и т.п.
Созидание/потребление. У нас традиционно считается, что у пешеходных улиц сугубо потребительский профиль. Но успешное городское пространство должно содержать элементы его развития и преобразования. Традиционный театр (сугубо потребительская функция), дополненный социальной программой (детскими и подростковыми студиями, тренинговыми студиями уличных театров, открытыми мастерскими, клубами по интересам), становится еще и центром социальной культуры.
Гастромаркет может включать функцию обучения приготовлению необычных блюд или городской агрокультуре. Музыкальный магазин – студию звукозаписи и подростковый клуб...
– Вот активисты предлагают сделать пешеходным участок Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба. Правильно?
– Согласен, но банку необходима автостоянка. Предложу устройство подуличного автоматического депозитного паркинга. Таких паркингов в городе остро не хватает.
– А Кирпичный переулок между Большой Морской и Малой Морской улицами?
– Согласен, но с сохранением возможности технологического проезда, то есть сам проезд мостить так же, как и всю улицу. Иначе он будет использоваться не как технологический, а как обычный.
– Пешеходный маршрут по Крюкову каналу от Новой Голландии до Никольского сада?
– Перспективен участок только западного берега – там есть места встраивания и развития уличного фронта торговли. На восточном берегу, хоть и очень красиво, встраиваться решительно некуда – архитектура домов не позволяет. Зато есть чем любоваться с противоположного берега. Еще нужно восстановить возможность причаливания по Крюкову каналу. Сейчас ворота ограждения набережной заварены.
– Трамвайно-пешеходный Средний проспект Васильевского острова от 12-й до Кадетской линии?
– Предложение соблазнительно, но, на мой взгляд, нереально. В наших условиях пешеходы будут массово гибнуть под трамваями. Транспортный поток не перераспределится на Большой и Малый проспекты – там по обоим направлениям регулярно собираются пробки от 8-й линии: слишком велика пропускная способность Тучкова моста и всей Петроградки.
– Леонтьевская улица в Пушкине?
– Только от Октябрьского бульвара до Садовой улицы. Встраивать активный уличный фронт решительно некуда, только строить павильоны. Это решение, думаю, проталкивает туристический бизнес. Самим жителям Пушкина эта пешеходная улица совсем не нужна.
– Еще много обсуждается улица Рубинштейна в качестве пешеходной.
– Больше точек притяжения там не добиться, улица вполне справляется с потоками. Надо бы замостить асфальт, сделать ее улицей с преимущественно пешеходным движением. Это было бы более красиво и гуманно, нежели теперь с ограждениями.
– А где, по-вашему, можно устроить пешеходную зону?
– Создать автоматический паркинг на площади Искусств, освободив ее пространства для пешеходов.
В.Ш.
Справка
Существующие пешеходные улицы в Петербурге: Малая Конюшенная (1997), Малая Садовая (1999), 6-7 линии (2001), Финский пер. (2013).
Лучшие пешеходные улицы Европы
Рамбла (Барселона). На это город велит равняться стратегия «Петербург-2030».
Стрёгет (Копенгаген). Два километра старой и современной Дании.
Проспект Жана Медсена (Ницца). Почти по Кэрроллу: вокзал, пляж, море. Бесшумный трамвай не мешает.