Вице-премьер Дмитрий Козак дал интервью журналистам изданий медиа-группы "Агентство журналистских расследований". Лидер «Единой России» в петербургском списке откровенно рассказал о своем отношении к строительству в историческом центре, возведении стадиона для "Зенита" и Орловского тоннеля.
Некоторое время назад губернатор Георгий Полтавченко сказал, что на реконструкцию исторического центра Петербурга потребуется выделить 300 млрд рублей. Можете рассказать подробнее об этом проекте?
- Проблему исторического центра, действительно, надо решать. Этот вопрос ставила еще губернатор Матвиенко, он прорабатывался федеральными ведомствами. Но пока вопрос стоял так: дайте нам 300 млрд на 10 лет и мы решим проблему исторического центра, справимся с этой задачей.
Сейчас, я думаю, что это будет очень тяжелое решение. Пока вопрос только прорабатывается. Надо найти правовые решения этой проблемы, максимально привлечь внебюджетные источники. Все-таки 300 млрд из бюджета едва ли нам удастся взять.
Думаю, что в итоге, мы найдем выход из ситуации. Совсем недавно главы администраций центральных районов города говорили мне, что инвесторов очень интересует перспектива работать в историческом центре Петербурга. Надо только обеспечить им условия работы, помочь провести реставрацию, сохранение объектов архитектуры, помочь с необходимыми коммуникациями.
Речь идет о программе, которая позволит выставлять на торги участки исторического Петербурга кварталами, предоставляя право инвестору их расселять?
- Да, но основная проблема такой программы состоит в том, что у нас зачастую люди живут в центре в жутких коммуналках, но не хотят из них выезжать, переселяться в другие места. Я понимаю таких людей. Сам, когда переезжал из исторического центра на Юго-Запад, - сердце кровью обливалось.
Я вижу такой вариант: у нас есть масса полуразвалившихся, не представляющих никакой исторической ценности зданий, по существу трущоб, на месте которых в центре и можно построить нормальные, комфортные дома для людей, с сохранением общего архитектурного стиля старого Петербурга.
Сейчас запущена программа «Петербург-2020», которую Вы поддержали. Горожанам предлагают ответить на вопросы о стратегическом развитии города. Какие ответы встречаются чаще?
- Это очень хорошая программа. Я сам ее продвигал и предлагал для применения другим регионам Северо-Запада. Чтобы стратегическое планирование проходило максимально с участием граждан.
На фоне политических баталий обостряются различные проблемы, и люди в этот момент могут адекватно оценить, что хорошо, а что плохо и понять, чего они хотят от будущего. Заказчиками любой стратегии должны быть люди.
Для меня, например, было удивительным открытием, что петербуржцы не хотят, чтобы городу передавали часть федеральных функций. Многие регионы об этом постоянно просят, всерьез рассуждают о том, какое министерство могло бы к ним переехать. В Петербурге ситуация кардинально иная. Подавляющее большинство горожан не хотят видеть в городе дополнительные ведомства.
Скажите, какие проекты, которые на сегодняшний день развиваются в городе, Вы считаете стратегическими, перспективными? Что Вы думаете о стратегии новой власти, которая объявила о заморозке некоторых проектов, признав их неэффективными?
- Вне всякого сомнения, перспективным для Петербурга остается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, решение проблемы доступности городской среды. Нам нужно ликвидировать пробки, чтобы людям было удобнее жить.
Нужно обязательно продолжать строить Западный скоростной диаметр. Вы знаете, что этот проект поддерживается федеральным центром.
Что касается того же Орловского тоннеля, то вопрос состоит не в его эффективности, а в соотношении цены и качества. У этого проекта есть инвестиционный паспорт, утвержденный в 2006-м году. В нем заложены предельные параметры цены. Но по результатам проектирования эти параметры были превышены. В связи с этим городская администрация сомневается, нужен ли городу проект с такой стоимостью.
У города нет сомнений, что сам по себе тоннель будет востребован. Сейчас вопрос в том, чтобы найти вариант, при котором строительство этого объекта обойдется в ту сумму, о которой шла речь изначально.
Мы занимаемся этим вопросом. Думаю, в ближайшее время мы найдем решение, которое вернет проект к его первоначальным параметрам. Возможно, транспортные развязки, обеспечивающие подъезды к тоннелю, которые в конечном счете привели к удорожанию проекта, будут выведены в отдельный этап. Они могут быть реализованы тогда, когда у города появятся дополнительные деньги. Проект и так, сам по себе очень дорогой.
У нас вообще много дорогих проектов: самый дорогой стадион, самый дорогой театр...
- С этим тоже необходимо разбираться. Недавно этот вопрос комплексно обсуждался на заседании правительства. Проблема состоит в том, что у нас нет жестких требований к проектировщикам. На западе самым большим нарушением при разработке проекта считается отступление от его предельной цены, установленной заказчиком. Проектировщика, допустившего такую оплошность, заставят за свой счет переделывать проект. Даже несмотря на сжатые сроки и необходимость построить тот или иной важный объект.
У нас же иначе: проектировщика просят создать проект, а уже потом в результате назвать цену. И никаких ограничений для творчества не устанавливается.
Вам европейский вариант нравится больше?
- Конечно, так и должно быть. Есть параметры, есть объекты-аналоги, по которым должна рассчитываться максимальная стоимость того или иного объекта до его проектирования. И эта цена должна быть неизменной для проектировщика.
В противном случае начинает развиваться такая система, когда проектировщики, аффилированные с будущими строителями, которые будут претендовать на ту или иную стройку, сознательно завышают бюджет.
Поэтому мы должны четко говорить: нам нужен тоннель за 47 млрд рублей, а за 69 млрд уже не нужен. Мы должны четко представлять, сколько у нас есть денег на реализацию того или иного плана.
Так все-таки Орловский тоннель у нас будет?
- Вне всякого сомнения, да. И стадион для «Зенита» тоже. Надо, конечно, тоже посмотреть что там запроетировано. Привлечь иностранных экспертов, чтобы избежать при строительстве излишеств.
Вы высказали очень хорошую идею по поводу ограничений для проектировщиков. Так, может быть, такие же ограничения ввести для других госзакупок: машины, кровати со стразами, золотые ванны....
Там немного другой принцип. В этом случае нужны просто открытые, понятные, прозрачные конкурсы и аукционы.
Дмитрий Козак ответил и на другие острые вопросы журналистов. Полностью интервью читайте здесь.