В ответ на депутатский запрос губернатор Петербурга Георгий Полтавченко назвал сохранение дома на Горной, 22, в «Никитинской усадьбе» недопустимым. Однако покупатели, уже успевшие заселить 65 квартир здания, все же надеются на диалог с руководством города и на дальнейшую борьбу в судебных инстанциях. Среди тех, кто просит не приговаривать далеко не худшую часть Коломяг к «высшей мере», и некоторые депутаты ЗакСа. Они считают, что ради показательного наказания компании, незаконно построившей дом, не стоит оставлять без жилья более 200 человек.
Администрация Петербурга продолжает настаивать на том, что не намерена отступать перед перспективой появления более двух сотен обманутых дольщиков. «Сохранение указанной самовольной постройки будет являться неисполнением судебного постановления и способствовать увеличению количества случаев строительства жилых домов в нарушение требований градостроительного законодательства. Что, несомненно, повлечет рост случаев обмана потенциальных покупателей данного жилья», - говорится в официальном ответе губернатора Петербурга на запрос депутата Марины Шишкиной.
Однако покупатели квартир в Коломягах надеются, что глава города все же пойдет на диалог. Ведь как отмечают знакомые с ситуацией эксперты, ответ депутату от имени Георгия Полтавченко, судя по всему, готовил профильный вице-губернатор - стилистика документа совпадает с высказываниями Марата Оганесяна. Возможно, встретившись с жильцами, изучив ситуацию, губернатор изменит свое решение, - надеются в "Никитинской усадьбе". К тому же далеко не исчерпаны юридические способы борьбы - пока пройден лишь районный суд.
Жители дома на Горной, 22, с июля этого года живут как на иголках. Именно тогда стало известно о вердикте Приморского районного суда. Он признал 4-хэтажное здание самостроем — оно было возведено без разрешения на строительство, и постановил снести постройку за счет собственника участка — частного лица. Крайняя мера стала неожиданностью для покупателей квартир. Многие из них ничего не знали об идущем судебном процессе. При этом почти вся жилплощадь в 65-квартирном доме к моменту оглашения приговора была распродана. Стоимость квадрата в малоэтажном кирпичном доме составляла 85-100 тысяч рублей.
«Когда мы приобретали квартиры, проекту «Никитинская усадьба» было уже около 15 лет, компания построила 60 домов, большая часть из которых была заселена, квартиры оформлены в собственность. Разрешения на строительство не было. Но застройщик заверял нас, что оформит его в процессе строительства. Так делали и делают многие компании», - говорит один из жителей дома Александр.
Строить без разрешения — действительно давняя петербургская практика, сохранившаяся еще с 1990-х годов. По данным на июль этого года, в Петербурге было обнаружено 160 объектов, строящихся без разрешения. Среди застройщиков оказались крупнейшие компании - «Л1», «ЛенСпецСМУ», «Дальпитерстрой». Правительство предложило им «амнистию» взамен на приостановку строительства и оформление необходимых документов в течение года.
Однако Северо-Западная строительная корпорация (СЗСК) в список амнистированных не попала, хотя вовремя и в установленном порядке подала все необходимые документы. «Формирование Реестра объектов самовольного строительства не направлено на легализацию строений, возведенных с нарушением градостроительного законодательства, в отношении которых судом вынесено решение о сносе. В связи с чем включение указанного жилого дома в данный реестр нецелесообразно», - говорится в ответе губернатора.
Дом на Горной оказался в списке спорных объектов недвижимости КЗР, находящихся на участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), составленном комитетом по земельным ресурсам. При этом в самом комитете заявляют, что дом построен на участке с назначением «Для размещения жилого дома (жилых домов)».
«В ответе губернатора по вопросу Горной, 22, говорится о нарушении требований градостроительного законодательства, в то время как в официальных письмах из комитета по градостроительству Санкт-Петербурга указывается на соответствие зданий градостроительным нормам. Этот же факт уже был признан Приморским районным судом. Аргумент о градостроительных нарушениях является безосновательным, экспертизы по ним не проводились, они не доказаны и отсутствуют в основании судебного иска», - говорит генеральный директор ЗАО «СЗСК» Михаил Голубев.
Жители дома на Горной застройщика поддерживают. И готовы продемонстрировать ответ комитета по градостроительству и архитектуре от 17 сентября этого года. По существующему в Петербурге законодательству, строить в Коломягах многоквартирные жилые дома можно. Согласно Генплану, участок расположен в зоне «2ЖД» - малоэтажной многоквартирной застройки. По Правилам землепользования и застройки — также в зоне малоэтажных многоквартирных жилых домов.
После вступления в силу ПЗЗ в 2009 году компания начала оформление документов на получение разрешения на строительство. Но оформление документов затянулось из-за судебных разбирательств по искам жителей противоположного дома, построенного ранее этим же застройщиком, недовольных стройкой, объясняет покупатель квартиры на Горной Александр. «Застройщик делает все возможное, чтобы получить необходимые разрешительные документы, но не дают. В связи с решением суда, на все юридические действия со зданием наложен арест», - говорит Александр.
Жесткую позицию Смольного коломяжцы не понимают. Сухой ответ губернатора не удовлетворил ни одного вопроса, которые назрели у жителей. Почему администрация применяет такие жесткие санкции не к проблемному, строящемуся объекту, а к уже заселенному и подсоединенному к коммуникациям дому? Почему власти не включились в ситуацию на этапе строительства здания? «В Санкт-Петербурге многие нуждаются в улучшении жилищных условий, очередь на получение жилья занимает годы. А сколько ситуаций, когда люди не могут въехать в новые квартиры, за которые уже заплатили? В случае на Горной дом уже построен, там живут люди, и он не нарушает законы застройки уже сформировавшегося района», - говорит футболист Андрей Аршавин. Он также оказался в числе пострадавших - в доме на Горной, 22, футболист «Зенита» приобрел два паркинга.
У покупателей еще осталась возможность отстоять свою недвижимость в суде. СЗСК уже подала апелляцию на решение первой инстанции. Жители привлечены к процессу в качестве третьих лиц. Дата заседания пока не назначена.
«Это показательный снос», - считает депутат Марина Шишкина. Со своей стороны, она намерена добиваться наказания чиновников, заговоривших о санкциях к застройщику только после того, как дом был заселен и подключен к коммуникациям. «Год назад я направляла запрос с просьбой проверить законность строительства этого дома. Тогда занимавший позицию строительного вице-губернатора Игорь Метельский ответил, что будет создана специальная комиссия, составлен перечень недобросовестных застройщиков, и город разберется с проблемой», - говорит депутат ЗакСа.
В случае сноса здания большая часть его нынешних жителей неминуемо окажется на улице. Около 40% жителей продали все имущество для приобретения этих квартир. Жильцам, из которых 30% — семьи с малолетними детьми, 5% — беременные женщины, около 25% - пожилые люди, в случае сноса дома негде будет жить, считает Марина Шишкина. Застройщик готов взять на себя обязательства по возмещению ущерба.
«Если возникнет вопрос по выплатам от компании, то он будет решаться с жильцами в индивидуальном порядке», - сообщили в СЗСК. Однако сами жители в возврате денег сомневаются. Вряд ли компания, возводившая здание на арендованной земле, силами подрядчика сможет выплатить стоимость 65 квартир, говорит Александр.