Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 17 сентября 2010 12:42      335

Архитекторы уходят в астрал

В России создают города-призраки, которые будет некем заселить. Или же девелоперы с самого начала не планируют реализовывать заявленные проекты, а рисуют «красивые картинки» для того, чтобы получить землю. Поиск истины и обсуждение проблем современного градостроительства происходили во время конференции, состоявшейся в рамках «Балтийской строительной недели». Свое решение предложили авторы «Охта центра».

Бурные споры на конференции вызвало вполне невинное выступление — зампредседателя комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Ленинградской области Владимир Демин представил генеральные планы развития поселений ЛО. Назвать их удачными оратор воздержался, наоборот — признал, что некоторые градостроительные решения вызывают у него сомнения.

«Для поселка Ям-Ижора предложена очень плотная застройка, и в результате деревня исчезает. Мне этот вариант развития представляется спорным, - сообщил Демин. - Вызывает вопросы и генплан Муринского сельского поселения: на территории поселения допустимо строительство 16-этажных домов, а в самом Мурино — от 25 и выше. И это решение тоже представляется несколько странным». Похвалу заслужили авторы генплана Заневского сельского поселения. «Здесь будет расположен квартал «Семь столиц», это был конкурсный проект, - рассказал главный архитектор ЛО. - Победили Чобан и Герасимов, и профессионализм сразу виден — и по качеству архитектуры, и по уровню проработки документации». Поселок Янино-1 заслужил сдержанные оценки — Демин отметил только, что поселения такой величины уже не могут называться сельскими. «Фактически здесь строятся новые города», - заявил он.

«Подождите! - прервал выступающего Юрий Виссарионов, генеральный директор проектно-архитектурной мастерской «Виссарионов». - Вот я смотрю на генплан, и я не понимаю: расчет по всем проектам сделан от 15 тысяч будущих жителей! За счет каких людей планируется заселять все эти запланированные дома?! За счет мигрантов?» «Когда я смотрю на те картинки, которые нам демонстрируют, то как архитектор я радуюсь — все красиво, но в реальности все то, что заказывают девелоперы, попросту неосуществимо, - не успокаивался он. - Я перестаю понимать, что мы делаем! Опять рисуем картинки на двадцать пять лет вперед? Вот объясните мне, как в Петербурге решается задача освоения людьми этих генпланов?»

Бурное выступление аудитория встретила с полным пониманием. «По демографическому прогнозу население Ленобласти должно увеличиться на 13 тысяч человек, а заявки нам дают на 16 тысяч, в населенных пунктах, расположенных ближе к Санкт-Петербургу — до 100 тысяч», - подтвердил слова оппонента Демин. «Разумеется, необходимо увязывать территориальное планирование на всех уровнях, но многие муниципальные образования этого не в состоянии сделать, - признал он. - Главное, чтобы у застройщиков была связь с реальностью. Сейчас они в эйфории и не задумываются о том, что потом придется все запланированное реализовывать».

«Уровень продаж упал в 5 раз! Кто будет покупать квартиры в этих домах?! - не успокаивался Виссарионов. - Разумеется, если это бюджетное жилье, то тогда понятно, как заселить новостройки. Но я не знаю и одной госпрограммы, которая бы здесь была применима». После некоторых усилий в зале вспомнили программу обеспечения жильем военнослужащих, но и она вызвала сомнения. «Да всем нашим офицерам рисовали комнатушки по 12 и 16 метров, и я ни разу не видел, чтоб им выделяли по 100 или 200 квадратов! - возмутился Виссарионов. - Не удивительно, что программа захлебнулась».

Главный архитектор Петербурга попытался перевести дискуссию в безопасное русло. Он посетовал на то, что уже обсуждавшийся квартал «Семь столиц» попадает в приграничную зону. «Территория между городом и областью — это очень тонкая грань, - сообщил замглавы КГА. - И она до сих пор не отрегулирована. Доходит до абсурда — на территории Петербурга высотные ограничения действуют, а рядом на областной земле — нет, и они по соседству с нашими домами намереваются строить высотки».

Но отвлечь от понятой темы присутствующих не удалось. Замдиректора по научной работе НИИ Генплана Сергей Митягин вскользь заметил, что некоторые девелоперы рисуют красивые картинки, существующие в их воображении, чтобы получить земельные участки, а затем спекулировать ими. «И ведь получают!» - с изрядной долей ироничного восхищения констатировал он.

После недолгого рассказа о разработке норм градостроительного проектирования Митягин плавно вернулся к разговору о непродуманности городских проектов. «То, что порой происходит, выглядит абсурдом, - заявил он. - К примеру, проекты планировки и межевания у нас утверждаются одновременно. А по Градостроительному кодексу проект межевания можно разрабатывать только после того, как был утвержден проект планировки». Оратор сделал небольшую паузу, но ответа от представителей КГА не дождался и продолжил: «Проекты планировки разрабатываются без существующего архитектурного решения. А таким способом можно только садово-огородный кооператив проектировать или тюрьму, где одни бараки».

Тему снова подхватил Виссарионов. «Хотим мы этого или нет, но мы будем вынуждены вводить новые нормы и пересматривать направления развития, - заявил он. - До сих пор все генпланы разрабатываются с учетом прироста, а никакого роста давно нет — уж населения-то точно. Необходимо ориентироваться на другие доминанты развития». К тому же, как горестно отметил архитектор, «деньги есть у дяди, и дядя будет тратить их так, как хочет». «Уже сейчас в Москве юристы берут верх над градостроителями и архитекторами, - грустно подытожил оратор. - Они теперь нам объясняют, какой дом хороший, а какой никуда не годится».

Митягин с удовольствием продолжил разговор о непрофессионализме в градостроительстве. «Вот возьмем, к примеру, программу реновации, - заявил он. - Двадцать городских кварталов признаны морально устаревшими — физически они вполне работоспособны, бетон крепкий, казалось, бы - готовое социальное жилье, то есть, надо предложить тем, кого не устраивает проживание в этих домах, приобрести квартиры, выдать им ипотеку, чтоб они переехали, а освободившуюся площадь отдать под социалку. Разумеется, утеплить дома, коммуникации обновить, как это во всем мире делается, но принято решение пустить вполне хорошие здания под бульдозер. Решение, по меньшей мере, не рациональное и непродуманное».

«Да и с новостройками получается тупиковая ситуация — детские сады строить негде, все застроено домами. Город не может обеспечить социальную инфраструктуру, необходимую для того количества жилья, которое планируют девелоперы, - добавил Митгяин. - Тупиковая ситуация». «Я не знаю, что делать, - честно признался в ответ Митюрев. - Проекты надо согласовывать с разными комитетами. Все специалисты в этих ведомствах — умные люди, но почему-то найти общие точки зрения по ряду ситуаций попросту невозможно».

«Масла в огонь» подлила представитель КГА Анна Катханова. «На Западе территориальный рост городов считается плохим признаком, - сообщила она. - Кроме того, там категорически невозможна застройка открытых пространств или зеленых зон. Поэтому европейские девелоперы сейчас стремятся к повышению эффективности уже имеющихся у них территорий».

Митюрев пояснил, что центр Петербурга уже переполнен сверх всех возможностей, а увеличивать протяженность города, которая уже сейчас составляет около 100 километров, попросту неразумно. Решение предложил Александр Бобков, исполнительный директор ОДЦ «Охта». «Город постоянно рос на север и юг, - заметил он. - Мы хотели бы начать экспансию на восток — потенциал этих территорий сейчас полностью не реализован».

По словам Бобкова, реализация проекта строительства «Охта центра» на правом берегу даст стимул для создания на месте бывшей промзоны нового делового района. «Уже сейчас заявлено около десятка инвестиционных проектов, причем инвесторы пришли сюда вслед за нами», - заявил он. Выступающий объяснил, что будущий деловой квартал увязан с планами города по развитию транспортной инфраструктуры — пробивкой нескольких улиц, строительством развязки при въезде на Большеохтинский мост и появлением будущей станции метро. Сам проект будущей застройки не вызвал у присутствующих никаких возражений, но немедленно вспыхнул спор о высоте будущего здания. Кстати, его строительство, сообщил Бобков, должно начаться уже будущей весной.

Елена Алексеева
Источник: "Фонтанка.ру"