Владимир Яковлев: Строителям сейчас лучше, чем многим
Тезис о двух российских бедах свою актуальность за века не потерял, наоборот – наполнился новым смыслом. Для жизнеспособности страны необходимо построить не меньше миллиона километров дорог, а отданная на откуп рыночной стихии экономика не может развиваться сама по себе – без грамотного управления и «сверху». Своими соображениями о том, в каком состоянии сейчас строительная отрасль и отечественная промышленность, поделился экс-губернатор Петербурга, ныне – президент Союза строителей России Владимир Яковлев.
Об экономическом кризисе
Не так давно наш премьер Владимир Владимирович Путин произнес слова о том, что мы достигли дна кризиса и теперь будем подниматься вверх. И с этого момента о состоянии нашей экономики принято говорить только в позитивном ключе. Все обсуждения сводятся к рассказам о том, как она поднимается. Хотя цифры не радуют. Вот смотрите, в 2009 году снижение ВВП у нас составило 7,9%. Для сравнения – в Китае прирост составил 8,5%, в Индии – 7,5%. Правда, в Европейском сообществе снижение продолжалось, но у ведущих стран оно не превышало 2-3%. Разница очень существенная.
Много говорилось о том, что надо уходить от развития России как сырьевого придатка. А что мы получаем? В 1999 году доля сырья в экспорте России составляла 44%, в последние годы она возросла до 66-69%. Доля машин и оборудования – а это основной показатель развития экономики – снизилась за эти годы с 11% до 5%.
До 1999 года у нас был профицитный бюджет, причем, поскольку цены на нефть постоянно росли, мы успели создать и Стабилизационный фонд, и Фонд развития России. Теперь же, ориентируясь на последние поправки, принятые в Госдуме, дефицит у нас составляет около 2,5 триллионов рублей.
Если говорить о состоянии строительной отрасли, то дна мы, по всей видимости, действительно достигли. Теперь важно понять – какое это дно, рыхлое оно или твердое, от которого можно оттолкнуться, чтоб начать подниматься вверх.
О дорогах
Экономика не может развиваться в разрозненной стране, но чтобы связать все части, все регионы России между собой, нам надо построить не меньше 1 миллиона погонных метров дорог. За весь 2009 год построено 3 тысячи километров – китайцы выполняют такой объем работы за две недели! За последние 10 лет у нас появилось всего 20 новых мостов. Двадцать! Сейчас протяженность всех дорог в стране составляет 900 тысяч километров, 700 тысяч из них – дороги с твердым покрытием. Сколько десятилетий с нашими темпами мы будем достраивать недостающие?
Но вот сами подумайте - о каком освоении новых месторождений может идти речь? Ни Чимейское медное, ни Элькарское газовое попросту не получится разрабатывать: ведь к ним надо подвозить технику, людей, надо строить жилье для тех, кто будет работать, надо вывозить продукцию… Для всего этого нужны дороги. Но что получается? Месторождения приватизированы, находятся в частных руках. Значит, их собственник для того, чтобы начать работы, должен взять на себя всю инфраструктуру. Будет он это делать? Да нет, конечно! Ни у какого бизнеса не хватит на это ни денег, ни других возможностей. Государство обязано принимать участие в решении этих проблем.
О перспективном планировании
Необходимо выстраивать стратегию развития, причем делать это таким образом, чтобы она была понятна всем. Чтобы не получилось, как с Байкало-Амурской магистралью – дорогу построили, а загрузить ее не можем. Необходимо понимать стратегию каждого региона, причем в увязке с соседями – чтобы планы Петербурга не противоречили планам той же соседней Ленинградской области.
Нужны генеральные планы развития, территориальные схемы по каждому региону. Было объявлено о начале этой работы, но на сегодня генеральные планы есть только у Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных городах не могут справиться с этой работой – попросту не хватает проектировщиков, мощности еще сохранившихся проектных институтов перегружены до предела. Надо наводить порядок в образовании – начинается острый дефицит кадров всей уровней. То, что творится сейчас на стройках – это настоящий бардак, в других отраслях промышленности, полагаю, такая же картина.
О строительной отрасли
Строительный рынок сейчас чувствует себя не слишком плохо. Первый квартал этого года был, конечно, очень тяжелым, но уже по итогам первых четырех месяцев отрасль по количеству сданных метров жилья вышла на 97,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Хуже всего справились в Центральном и Поволжском округах, причем провал по Центральному – из-за Москвы, в столице было сдано 52% от прошлогоднего объема. В Петербурге картина поучилась очень интересная – за три месяца вы построили 78%, а в апреле, видимо, напряглись и вышли на 137,8%. Молодцы, конечно, но должен сказать, что такие резкие скачки далеко не всегда положительно влияют на состояние отрасли. Но, в общем, думаю, что уровень прошлого года будет достигнут по всей стране. Самым тяжелым будет следующий год, когда скажутся все проблемы, накопившиеся в строительной отрасли, дадут о себе знать.
Чтобы избежать кризиса отрасли, надо снимать административные барьеры. Сейчас у нас на оформление всех документов по строительству уходит до 700 дней, в Америке этот процесс отнимает 30, в Европе – 40-60. Сейчас Минрегионразвития подготовило пакет документов, которые должны облегчить процесс оформления. Они уже переданы в Госдуму. Хочется надеяться, что на осенней сессии они будут приняты. Разработаны документы, направленные на упорядочение процесса перехода отрасли на саморегулирование, выработаны новые СНиПы – из 147 осталось 98, и все нормативы адаптированы к реальности. После того, как все эти наработки будут приняты и вступят в силу, строителям, хочется надеяться, будет полегче.
О жилье
Люди мало покупали жилье – все надеялись на то, что цены упадут. Но снижение оказалось небольшим – на первичном рынке около 8%, на вторичном – 10%. Это вполне логично – никто не может продавать продукцию по цене ниже себестоимости. Единственная возможность понизить цены на жилье – это снизить накладные расходы, они сегодня составляют около 50% от общих затрат. Около 30% приходится на инфраструктуру – инженерные коммуникации, социальную составляющую. Во всем мире эти затраты берет на себя государство, у нас они ложатся на плечи собственника и в конечном итоге закладываются в стоимость квадратного метра.
При этом потребность в новом жилье в стране очень высока. 60% населения России хотели бы улучшить свои условия, а 40% - живет в квартирах, непригодных для проживания. Безусловно, финансовое положение не лучшее, хотя вот один из парадоксов нашей экономики – за время кризиса количество олигархов увеличилось в 2 раза, но все-таки около 30% жителей страны могут так или иначе купить квартиру. Надо запускать ипотеку – сейчас доля тех, кто покупает недвижимость с помощью ипотечных кредитов, составляет 1,5-2%. Когда мы планировали развитие ипотеки, были расчеты, по которым к 2009 году процентная ставка должна была составлять 5-7 – это вполне нормальные проценты, такой уровень принят в большинстве развитых стран. Почему не получилось – отдельный и очень долгий разговор.
Спрос в дальнейшем будет смещаться в сторону малоэтажного жилья. Вот принята программа, по которой 60% новых домов должны относиться к малоэтажной застройке. Она выполняется – сейчас доля малоэтажки в строящемся жилье составляет около 50%. И это совершенно правильно – люди должны жить на земле, у них должна быть возможность чувствовать, что они живут на своей собственной территории, что они смогут создать себе такие условия жизни, которые они сами хотят. Кстати, это - лучший способ отвлечь внимание населения от различных негативных процессов.
Индустриальное строительство тоже будет востребовано. Без больших многоквартирных домов не обойтись. Сейчас начинают возрождаться различные домостроительные комбинаты и заводы железобетонных изделий. Правда, к началу 90-х годов в стране их было 500, а сейчас осталось не больше 100. Хотя, вот компания «Интеко» объявила о намерении восстановить эти производства в 35 городах, а это — показатель того, что направление перспективное. Так что многоэтажное жилье тоже будет строиться и будет покупаться.
Но все же для того, чтобы развивать строительную отрасль, надо иметь программу хотя бы на 10 лет вперед. Сейчас действует «Жилище» - она рассчитана на 5 лет. Ну, а как можно оценивать перспективы без какого-либо долгосрочного планирования?
О роли государства
Государство должно взять на себя часть обязанностей – планирование, разработку стратегий развития, создание инфраструктуры, инженерную подготовку территорий. Нельзя перекладывать их на застройщиков – никакой бизнес не сможет справиться с этой работой, мы все равно неизбежно к этому решению придем. Необходимо, чтобы любой застройщик, разрабатывая проект, знал, где ему в границах «красных линий» квартала предоставлены точки подключения к сетям. Пока этого нет, будет продолжаться то, что мы видим сейчас, – дома, подключенные по временным схемам, расчеты с энергетиками по двум тарифам и так далее.
Но сейчас в стране инвестиции сокращены. Деньги выделяются на 4 крупных объекта – олимпийское строительство в Сочи, мостовой переход на остров Русский в рамках программы развития Дальнего Востока, спортивные сооружения в Казани в рамках подготовки к Универсиаде и КЗС в Петербурге. На все прочее расходы урезаны из-за кризиса.
Необходимо строить дороги – хотим мы этого или нет. К сожалению, заниматься планированием в этой области в стране некому. Раньше существовал Дорожный фонд, но его в 1996 году разогнали за вороватость, а ничего взамен так и не создали. Будут дороги – вокруг них появится все остальное, а пока их нет – говорить о развитии очень трудно.