Песочную набережную должен украсить очередной архитектурный шедевр — к построенному в 2006 году дому 18 собираются пристраивать вторую очередь. Застройщик попросил увеличить разрешенную ему высоту с 33 метров до 39. Иначе архитектурный ансамбль, задуманный аж в 2002 году, якобы разрушится.
Общественные слушания по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров строительства состоялись в администрации Петроградского района. Застройщик, ООО «Агентство недвижимости «Мансарды Петербурга», попросил разрешить ему увеличить высоту здания, которое он намерен построить на месте существующего сейчас дома 1/3, литера Г по улице Грота.
«Понимаете, первая очередь нашего жилого дома — 39 метров, и если вторая будет ниже, то разрушится целостность нашего архитектурного ансамбля, - объяснял несколько неразборчиво назвавший себя представитель компании. - Поэтому мы просим разрешить нам построить дом такой же высоты, что и предыдущий. Никакого урона он архитектурному облику города не нанесет».
Как доказательство бережного отношения застройщика к облику Петербурга собравшимся предложили посмотреть работу, выполненную Институтом территориального развития. Специалисты этой организации, старательно дистанцировавшиеся от любых оценок и от самого будущего проекта, продемонстрировали модели будущих пейзажей. Выяснилось, что с Троицкого, Дворцового и Литейного мостов будущая постройка «не торчит». Правда, она вылезает в створе Малой Невки, заполняет пространство, существующее сейчас рядом с собором Иоанна Кронштадтского, и заметна с некоторых точек Крестовского и Каменного островов. Будет, по всей видимости, она «вылезать» и на набережной Макарова на участках ниже Тучкова моста, но для этих точек модели не строили. По заключению комитета по градостроительству и архитектуре, данные анализа визуального восприятия показывают, что негативного влияния на охраняемые панорамы новое здание не окажет.
Собравшиеся на слушания жители Петроградского района разделились на две группы. Противники повышения высоты, а таких было большинство, объявили проект безнравственным и посоветовали «не строить всякое барахло, которое потом почему-то называют элитным жильем». «Вы уже построили первую очередь и отняли у нас солнце, - возмущался житель дома 5 по улице Грота. - У нас был выход к Неве, у нас был свет, была зелень. А вы перегородили нам и свет, и воздух. И хотите продолжать!»
Группа поддержки будущего проекта состояла из жильцов общежития бывшей Ждановской овощной базы — именно на его месте и должен появиться жилой дом. Правда, они не столько высказывались за повышение высоты второй очереди, сколько возмущались тем, что никто не протестовал против появления первой. «Где вы были, когда они строили свой дом! - негодовала одна из слушательниц. - Нам перегородили свет, мы живем в темноте, у нас дети слепнут от жизни в таких условиях!» «Пусть строят что хотят, лишь бы нам скорее отсюда уехать», - поддержал ее пожилой мужчина.
Напомним, строительство первой очереди жилого дома на углу улицы Грота и Песочной набережной было начато в 2004 году и сопровождалось серией скандалов. Застройщик поставил 11-этажное элитное здание в квартале пятиэтажек вплотную к уже существующему жилому дому. В квартале нарушилась инсоляция, здание общежития, к которому примыкает новая элитная недвижимость, пошло трещинами. Выход жителей на набережную Малой Невки оказался наглухо перекрыт. Лишились они и солидного куска озелененной территории.
Объяснить, по какой причине для возведения второй очереди застройщику надо разрешить повысить высоту, представители компании не сумели. Объяснение о целостности архитектурного ансамбля не подпадает под определение, которое приводится в Градостроительном кодексе. Сомнения корреспондента «Фонтанки» в эстетической ценности будущей градостроительной композиции строители с негодованием отмели, обвинив «критика» в отсутствии архитектурного образования. «Вы посмотрите на наш дом! - с трепетом в голосе воскликнул представитель «АН «Мансарды Петербурга». - Как же с этими белыми колоннами и ризалитами будет сочетаться низкое здание!»
Ответа на вопрос, почему здание «с колоннами и ризалитами» превысило допустимую высоту на 6 метров, не последовало. Сначала представители застройщика объясняли, что в то время, когда проект проходил согласования, ограничений по высоте еще не было. Когда выяснилось, что эти слова не соответствуют действительности, последовало объяснение, что КГИОП выдал разрешение на основе историко-культурной экспертизы. Из распечатанных выводов экспертизы следовало, что в этом месте можно построить дом высотой 37,5 метра. В письме КГИОП, представленном на градостроительной экспозиции, ни о каких разрешенных 39 метрах не говорилось ни слова — комитет сообщал только, что на этой территории действуют правила ПЗЗ. То есть, все те же разрешенные 33 метра, которые так не устраивают застройщика.
Вопрос, откуда взялись еще полтора метра, остался без ответа. «Нам КГИОП разрешил, у нас все согласования есть», - заявил представитель застройщика. Однако письма КГИОП, в котором бы значилась цифра 39, так и не предъявил. Зато сообщил, что раз имеется акт госприемки, то все сделано по закону. Да и вообще, он не понимает, какое отношение имеет то, что было в 2006 году, к рассматриваемому вопросу. «Так что, пишите что хотите. А если напишете ложную информацию, то мы встретимся в суде. А мы вам ничего предъявлять не обязаны!» - завершил разговор представитель «Мансард».
Появления второй очереди жилого дома те, кто сейчас проживает в общежитии, ждут как избавления. «Он (представитель застройщика, — ред.) к нам приходил прошлой осенью и сказал, чтоб мы готовили паспорта. Обещал, что в марте нас уже здесь не будет, - рассказали корреспонденту «Фонтанки» «заложники» будущего дома. - А потом законы изменились, и проект затормозился». «Понимаете, он нас расселить обещал. Мы просто не можем против его проекта выступать, - добавила одна из женщин. - А у нас в доме не то что жить — находиться невозможно».
Следует заметить, что здание общежития, расположенное на улице Грота 1/3, литера Г, было признано аварийным и подлежащим расселению еще в 1987 году. Однако переселение жильцов затянулось. В 1997 году по распоряжению губернатора Владимира Яковлева здание передали на баланс города. После этого представители власти несколько раз давали торжественные обещания, что в самое ближайшее время дом будет расселен. Последний раз об этом заявлял замглавы администрации Петроградского района Валерий Клепиков в интервью журналу «Строительство и городское хозяйство» в октябре 2007 года. По его словам, людям должны были предоставить новое жилье в течение 2008 года.
Застройщик обещает, что общежитие он расселит, и все в нем проживающие обязательно получат новые квартиры. Однако на вопрос корреспондента «Фонтанки» о количестве семей, проживающих в предназначенном на снос доме, он ответить не смог. Не смогли представители застройщика и определить необходимый для расселения объем финансовых вложений. Зато горячо заверили, что расселение начнется через четыре месяца. На вопрос одного из присутствующих, какую компенсацию получат жители всех остальных домов, ответа не последовало.
Заметим, что участок на улице Грота, 1/3, компания «Агентство недвижимости «Мансарды Петербурга» получила в 2001 году целевым назначением. По условиям инвестиционного договора, застройщик должен был перечислить $320 тысяч на развитие инфраструктуры — соответствующее постановление правительства Санкт-Петербурга датировано 21 апреля 2002 года. Дом сдан в эксплуатацию в декабре 2006 года. По данным «Фонтанки», стоимость видовой двухкомнатной квартиры в этом здании составляет около 23 миллионов рублей.
Елена Алексеева