Многие петербуржцы могут неожиданно оказаться должниками по квартплате: включая немалые суммы в общий счет за квартиру ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ) взыскивает платежи с граждан, которые никогда не были его клиентами, а может, и не пользуются телевизором вообще. Юристы считают такую схему незаконной.
В компании уверены, что, даже не заключив договор, пользователь антенных отводов является абонентом, а потому обязан платить за услуги кабельного телевидения. Насчитанные долги включаются в единый счет-извещение наряду с квартплатой и коммунальными платежами. Оспорить его практически невозможно.
Ревизская «сказка»
ТКТ (торговые марки «Твое ТВ» и др.), являющейся сегодня крупнейшим оператором кабельных сетей, в свое время были переданы внутридомовые разводы от коллективных телеантенн. В итоги многие жители города стали получать телесигнал не с крыши, а из сети компании. Хотя они никаких действий не предпринимали, а телевизор, как и прежде, был подключен в привычную розетку на стенке.
Плату за услуги по кабельному вещанию телепрограмм включают в единый счет за квартиру. Аналогичным образом работают и другие городские кабельные вещатели – это удобно и оператору, и жильцам.
Однако далеко не все петербуржцы, в домах которых начала работать ТКТ, имеют договора с этой компанией. Некоторые, например, переехавшие в купленную квартиру, могут и не знать о наличии такого, возможно, даже замурованного в стену отвода, никогда им не пользовались и получать услуги «отводного монополиста» не намерены. Для выявления неоплачиваемых подключений ТКТ проводит так называемую ревизию абонентских отводов, для чего дома обходят специальные бригады. Выявив «лишний» провод, работники компании оставляют (в почтовых ящиках или в дверях) жильцам уведомления, предлагая заключить договор. «Несогласные» должны самолично съездить и писать заявление на отключение линии.
В противном случае ТКТ не отрубает отвод, а включает «счетчик» – начисляет плату за пользование услугой. Причем делает это на благо абонента и в целях самозащиты(!): «Телевизионный кабель, подключенный к нашему оборудованию, является собственностью проживающего в квартире гражданина, а, следовательно, совершать какие-либо действия с таким имуществом без согласия собственника мы не имеем права, – поясняет позицию компании ее пресс-секретарь Мария Хитаришвили. – В случае неурегулирования гражданами отношений, ОАО «ТКТ» оставляет за собой право предпринять предусмотренные законодательство меры по защите своих охраняемых законом интересов, в том числе воспользоваться правом на самозащиту, потребовав от пользователя услуги их оплаты.
Мы не навязываем свои услуги потребителю, а лишь принимаем меры к защите своих прав и законных интересов как собственник имущества и лицо, оказывающее социально значимые услуги, имеющие общегородское значение и затрагивающие вопросы государственной и общественной безопасности. Иногда клиент не знает, что пользуется сразу несколькими отводами, поэтому подобные ревизии – отличный способ предотвратить излишние расходы клиента», – считают в компании.
Не разделяй и властвуй
По мнению компании – все петербуржцы, в квартирах которых есть отвод «ТКТ», являются ее абонентами, а счета выставляются «на основании фактического оказания услуг и условий публичного договора». Источник в компании пояснил журналисту «Фонтанки», что юридически схема «ТКТ» выглядит примерно так: есть публичная оферта (предложение) на заключение договора; если гражданин продолжает пользоваться отводом, то конклюдентными действиями (поведением) соглашается с ее условиями. Договор считается заключенным со всеми вытекающими последствиями.
Но такая схема, по мнению опрошенных юристов, может противоречить закону. Во-первых, как призналась Мария Хитаришвили, самого публичного договора нет даже на сайте компании: как с ним можно ознакомиться - остается загадкой. По данным «Фонтанки» он был опубликован в одной из городских газет четыре года назад (видимо, по замыслу юристов ТКТ, этот номер должны были внимательно прочитать и запомнить все петербуржцы).
Во-вторых: правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, принятые правительством России в 2006 году, предусматривают четкий порядок заключения договора с абонентом: гражданин должен подать письменное заявление. «Возможность заключения договора в порядке опубликования публичной оферты и ее последующего акцепта конклюдентными действиями правилами не предусмотрена, – констатирует Татьяна Усатенко, адвокат юридической фирмы «S&K Вертикаль». – Таким образом, действия абонента по фактическому использованию услуг связи не могут в данном случае рассматриваться как акцепт публичной оферты оператора связи и, соответственно, не влекут возникновения договорных правоотношений между указанными лицами».
В итоге «ТКТ» вправе лишь отключить не оплачиваемый отвод – просто, законно и логично. Никаких убытков компания не понесет, и цель самозащиты будет достигнута. Если же кабель жильцам действительно нужен, они сами обратятся в компанию для заключения договора.
По мнению Татьяны Усатенко, незаконно и само по себе включение стоимости подписки в общий квартирный счет. Ведь услуги связи для целей кабельного вещания не входят в утвержденный правительством России список коммунальных услуг (к ним относятся только холодное и горячее водоснабжение, электро- и газоснабжение, водоотведение и отопление).
Хотя оспорить приказ Жилищного комитета Санкт-Петербурга, которым утвержден так называемый «розовый» бланк, будет сложно: официально он именуется «Счет за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги».
Теоретически можно отказаться от оплаты единого счета, самостоятельно заполнив «оранжевый» бланк и указав сумму месячной платы за вычетом начисленного сбора «ТКТ». Однако тогда из месяца в месяц на лицевом счете будет копиться задолженность – механизма отказа от оплаты части услуг (в том числе «прочих») городское законодательство не предусматривает. А для расчетного центра ВЦКП, который выставляет счета, представленные его партнером сведения являются окончательными и обжалованию не подлежат.