Кто в теремочках живет
В советское время в государственных дачах на побережье Финского залива отдыхали семьи городской номенклатуры – парт- и совработников, директоров предприятий, редакторов газет и т.д. Условия были не слишком шикарные: домик на две или три семьи, вода на улице, канализация – выгребная яма, но по советским временами и для вывозимых на природу бабушек с внуками считалось нормально. Но теперь времена изменились.
Как заявили в ГУП ДО «Пригородное», они и управляют всеми государственными дачами, все построенные в Солнечном-2 дачи пойдут исключительно льготникам – инвалидам и ветеранам (на них, в принципе, и рассчитаны: есть пандусы для заезда на инвалидных колясках и пр.). Для остальных государственных дачных поселков действует квота: половина дач идет льготникам, половина – в коммерческий наем.
К примеру, квартирка (комната 13 метров и такая же веранда) в старой даче 1960-х годов постройки обходится нанимателю в 80 тысяч рублей в год (год длится с 1 июня по 31 марта), а льготнику – в 4 раза меньше.
В Солнечном-2 жилье для льготников будет дороже – от 55 до 130 тысяч за квартиру, потому что за комфорт надо платить. Цена зависит от того, на сколько квартирок поделен дом: у многодетных семей (если хватит денег) есть шансы получить весь дом целиком.
Среди льготников конкуренция за дачи довольно высока, а вот некоторые платные дачи до сих пор стоят незаселенными. Разумеется, наименее комфортабельные. По словам представителей ГУП, стать платным арендатором может любой российский гражданин, которому нужно только обратиться с заявлением в ГУП, желательно – не позже января, чтобы обеспечить себе выбор.
А вот специальных тарифов для госслужащих нет, хотя слухи о том, что на госдачах живут чиновники, – есть. Но в «Пригородном» их опровергают.
Для льготников дачи распределяют районные собесы. Они говорят, что первой в списке всегда стоит «военная категория» – инвалиды и участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, несовершеннолетние узники... К примеру, в Калининском районе процентов 70 льготных дач уходят жертвам войны. Остальные распределяются среди семей с детьми-инвалидами и многодетных семей (где 5 и более несовершеннолетних ребят). В этом году с заявлениями обратились 234 жителя, примерно 5 процентам из них было отказано (не хватило льгот). 150 льготникам дачи были обеспечены, остальных заявителей поставили в резерв.
В Василеостровском районе соотношение такое: 17 дач было сдано участникам войны, 29 – блокадникам, 3 – матерям-одиночкам, одна – многодетной семье, 3 – реабилитированным гражданам, 5 – семьям с детьми-инвалидами, 2 – фашистским узникам. Руководители собесов уверяют, что никакой серьезной борьбы за эти дачи не ведется: в очень уж плохом состоянии они пребывают. Солнечное-2, конечно, исключение, но, во-первых, эти дачи стоят арендаторам дороже, а деньги надо заплатить сразу. А во-вторых, набор жильцов проходил в ураганном темпе: 20 мая сдали дачи, а с 1 июня уже началось заселение. За 10 дней нашлось не так много кандидатов: большинство тех, кто был в резерве, уже подыскали себе иные варианты. В новом поселке пропорции льготников сохраняются: в основном, блокадники и есть одна семья многодетных.
«Мы удовлетворили 62 заявки из 92, – говорит начальник отдела соцобеспечения Василеостровского района Надежда Классен. – Иногда люди сами отказываются, когда видят эти домики с туалетом на улице. По Солнечному-2 было 29 заявок, удовлетворены 18. Да, есть риск, что дачи на самом деле достаются не блокадникам, а их семьям, там живут молодые люди, которым вполне по карману снять себе жилье. Мы три-четыре раза в сезон выезжаем на место и проверяем. Но хотя эти сигналы регулярно подтверждаются, у нас был только один случай, когда удалось расторгнуть договор по таким вот обстоятельствам. Обычно внуки говорят: бабушка уехала за пенсией. Или помыться в городских условиях. И проверить это невозможно.
Как правило, на несоответствующий контингент жалуются соседи – дачный домик редко сдается целиком, а слышимость между комнатами великолепная. Поставьте себя на место старенькой бабушки, которой обещали, что в соседней комнате будет жить ровесница, тихая и скромная, а вместо нее поселяется ее внучка с двумя горластыми правнуками. Немудрено, что дачники жалуются на соседей-нарушителей в собес».
В Калининском районе заверили, что ни одна семья не живет на одной даче более двух сезонов подряд. В Василеостровском старожилов больше – там можно продлевать аренду до 5 лет. Тем более что жильцы стараются облагородить эти ветхие домики.
Матери-одиночки могут рассчитывать на получение дачи только если доход на члена семьи не превышает прожиточного минимума – т.е. мать одного ребенка должна зарабатывать не более 17 тысяч рублей в месяц. И при этом – суметь выложить 15-20 тысяч рублей за аренду комнаты.
На форуме родителей новый поселок не очень-то хвалят. Так, семье ребенка-инвалида предложили полдомика за 100 тысяч рублей в год плюс 8000 за аренду мебели и 30 тысяч – за коммунальные услуги. «Мы видели эти дачи. Я за сто тысяч туда не пойду. Может, домики и лучше, чем старые, но территорию загубили. До залива идти минут сорок. Правда, идти мимо одноэтажных домов, да. Деревья все срубили. У кого есть сто тысяч, могут на лето и лучше снять…»
«Обещали подключить воду и газ, но пока не подключили. Зато антенна триколор уже стоит».
«Нам в Выборгском районе отказали уже четыре раза. Дают исключительно ветеранам, а по факту – их внукам».
«Ездили смотреть Солнечное 1, 2 и 3. За дачу (комната 13,4 м² плюс веранда 13,8 м²) нужно заплатить 21 тысячу за год. Явно видно, что негде будет поставить машину...»
Почему горят дачи
ГУП ДО «Пригородное» хоть и является государственным предприятием, но борется за прибыль. 4 года назад оно было убыточным, сейчас уже сводит концы с концами. Как это произошло, «Городу 812» рассказал генеральный директор ГУП Николай Подзигун.
– Чтобы сделать работу безубыточной, пришлось пойти на непопулярные меры – поднять арендную плату, сократить количество работников. И квоту – 50 процентов льготников, 50 платников – приходится строго держать, хотя много претендентов – многодетных семей и матерей-одиночек – остаются без дач. Правда, в этом сезоне льготников будет больше. Кстати, они аккуратней платят, а среди коммерческих нанимателей существует много хитрых людей, которые годами не оплачивают аренду и коммунальные услуги, зная, что выселить их могут только по суду. У нас нет ни одного проигранного суда, но все эти тяжбы занимают уйму времени.
– Сколько дач сейчас в вашем распоряжении?
– Лет двадцать назад было 2500, сейчас около двух тысяч. Это – общее количество домиков, а в каждом по 2-3-4 квартиры. Скоро на баланс поставят Солнечное-2, так что будет почти 2100 домов. 30 процентов из них находятся, так сказать, в хорошем состоянии. Остальные – в довольно бедственном, жить там не очень комфортно, потому что коммунальные блага отсутствуют: туалет на улице, вода – в колонке. Штук 16 домов – в откровенно аварийном состоянии. И еще есть 12 дач, не считая Солнечного-2, наоборот – в идеальном: и туалет в доме, и ванна, и отопление. Идеальные дачи обойдутся нанимателю в сумму от 400 тысяч рублей до миллиона. Дача в хорошем состоянии – 300 тысяч в год, если это Солнечное-1, то есть самый лучший поселок, близкий к городу и к заливу. А если в Ушкове – то 230 тысяч. Но не забывайте посчитать еще коммунальные услуги и страховку.
– Госдачу все еще можно приватизировать?
– Можно было до 2012 года, еще при Валентине Ивановне. Естественно, только коммерческие. Всего было передано в собственность около 400 дач, их продавали на аукционе в Фонде имущества, и на каждую было несколько десятков претендентов. Самый дешевый участок обошелся в 3,5-4 миллиона рублей. Все зависит от величины участка и его местонахождения, а вовсе не от комфортабельности. Самые дорогие участки вылились в миллион за сотку – а соток могло быть и 10, и 15. (Эксперты-риелторы утверждают, что и эти цены – ниже рыночных. – Н.А.)
Правда, известны несколько случаев, когда государственные дачи были приватизированы не на аукционе, а потому что граждане были в них прописаны. До настоящей приватизации дело не дошло: со всеми обитателями пришлось договариваться, обещая им городские квартиры – если выпишутся с дач. Таковых набралось порядка 30 семей – в основном, бывших или действующих сотрудников ГУП ДО «Пригородное». Сейчас получить на госдаче регистрацию, как уверяют, невозможно.
– Еще госдачи почему-то часто горят. Это кому выгодно?
– За последние 4 года сгорело около семи дач – в Горках, Комарове, Зеленогорске. Пожарные говорят, что никакого криминала нет. Причина – в неисправной проводке или кустарных обогревателях зимой. Все дачи страхуются на балансовую стоимость – ее, конечно, не хватает на постройку новых дач. А строить на месте старого домика какой-то новый, элитный – неразумно, в поселках должны быть одинаковые дома. Нам самим будет удобней, если все льготники будут сосредоточены в одном месте, чтобы им было проще обеспечить медицинское обслуживание. Поэтому пепелища эти не уничтожаются и не застраиваются.
Нина Астафьева