Четыре архитектурные студии представили свои проекты будущего театра Бориса Эйфмана. Первые впечатления от увиденного: архитекторы в большинстве своем проигнорировали просьбы самого балетмейстера. На открытии конкурса Эйфман несколько раз повторил, что хочет получить классическое здание из петербургского материала. И «поменьше этого вашего стекла». Однако архитекторы его пожелание не услышали.
В воскресенье 12-го июля в зале инвестиционных проектов на площади Островского открылась выставка проектов будущего театра балета Бориса Эйфмана, которые представили четыре архитектурные мастерские. Этот театр станет центральной частью будущего проекта «ВТБ-Девелопмент» «Набережная Европы». Свои варианты предложили французская мастерская Жана Новеля, норвежская Snohetta AS, голландская UN Studio и архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры».
В качестве ориентира идеального облика и содержания для своего будущего балетного театра Борис Эйфман называл петербургскую Александринку. Какие-то классические формы, однако, можно увидеть только в работе петербургских архитекторов. Такое ощущение, что остальным слова балетмейстера не перевели. Не услышали архитекторы и еще одно пожелание маэстро - «не зарывать его театр в землю». Именно с этой целью организаторы конкурса разрешили зданию будущего театра вырасти на этом участке «Набережной Европы» до 48 метров, несмотря на недовольство таким решением петербургских защитников культурного наследия. Авторы проектов не преодолели планку высоты в 35 метров. Но зато углубились в землю - от 5 до 9 метров. Учитывая петербургские беды с подземным строительством и долгие мучения со второй сценой Мариинского театра, легкой жизни в будущем это не обещает.
Французский проект мастерской Jean Nouvel представляет собой огромную половинку черного шара высотой 34 метра, внутрь которого, собственно, и вписан сам театр. Основа поверхности сделана из прозрачного и непрозрачного стекла. Вглубь этот шар зарывается на 5 метров. На подземных этажах, по задумке французов, будут находиться парковка на 41 парковочное место для персонала и 183 места для публики. Внутри шара есть всё необходимое — две сцены, большая и малая, репетиционные залы, и даже SPA-салон и ресторан на вершине. Предусмотрены отдельные гримерки и проходы для постоянной труппы театра и для приглашенных артистов. Большой зал может трансформироваться для использования под балетные спектакли, под выступление балета с оркестром, под бальный зал. Есть даже конфигурация для кабаре. А малая сцена запроектирована так, чтобы её можно было использовать для fashion-показов и дефиле.
Норвежская Snohetta главной «фишкой» своего проекта сделала «танцующие колонны». В своем театре норвежцы решили использовать три основных цвета - белый мрамор на площади и белый бетон в танцующих колоннах, латунь в разных видах в здании и на территории лобби, а также зеленый акриловый материал Corian и зеленые конструкции в аудиториях и служебных помещениях. «Слабая ротация и неровность фасада дают усиливающий эффект, фасад является продолжением фасада по проспекту Добролюбова», - отмечают авторы. Центральная часть здания в норвежском варианте поднимается до 34, 8 метра, но подземные этажи уходят на глубину 8,55 метра. Под землей также планируются служебные технические помещения, склады декораций и парковка.
Голландский проект UN Studio также не назовешь классической архитектурой. Главной частью здания (высотой 28 метров и на три этажа уходящего под землю) является фойе, которое по задумке авторов служит одновременно и частью театра, и частью площади — публичного пространства. Внутри же здания, по утверждению авторов, детально продумана вся логистика, что позволяет и зрителям чувствовать себя комфортно, и персоналу в кратчайшее время, не встречаясь со зрителем, попадать в нужное место. Современная начинка позволяет трансформировать и сцену, и зрительный зал (кресла могут «уехать» в считанные минуты, превращая зал в танцевальный партер), а на вершине есть даже зеленый сад, в котором артисты смогут отдыхать, общаться и готовиться к выступлениям.
Проект Земцова и Кондиайна, на первый взгляд, смотрится наиболее спокойно, хотя и он на Александринский или итальянский театр совершенно не похож. Высота этого проекта 35 метров, вглубь на 7 метров уходят два служебных этажа и парковка. «Понравилось UN Studio, но выиграет, как обычно, Земцов», - оставил один из первых посетителей запись в книге отзывов. Впрочем, напомним, что конкурс на саму «Набережную Европы», в сердце которой появится театр Эйфмана, выиграл тандем мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и немецкой студии Сергея Чобана. Итоги конкурса экспертный совет подведет 21-го июля. В состав жюри вошли сам Эйфман, министр культуры Александр Авдеев, глава союза архитекторов Петербурга Владимир Попов и другие архитекторы. А возглавляют его губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и заместитель президента ВТБ Василий Титов.