Ленинградская федерация профсоюзов и Физкультурно-спортивное общество «Россия» продали очередной знаковый объект профсоюзной собственности – здание учебно-спортивной базы «Спартак» на Каменном острове. Покупателем стала компания, принадлежащая родственнице одного из основателей «Ленты» Августа Мейера. Сумма сделки не разглашается, происхождение денег тоже, но представители новых хозяев обещают построить многофункциональный комплекс водных видов спорта.
300 000 000?
Учебно-спортивная база «Спартак», расположенная по адресу: набережная Большой Невки, дом 24, представляет собой охраняемое КГИОП 3-этажное здание постройки начала прошлого века и участок земли площадью 5700 квадратных метров (чуть больше, чем полгектара). Всё это расположено на территории Каменного острова в Петроградском районе Петербурга. С террасы ресторана, расположенного в пристройке к зданию, открывается шикарный вид на панораму Елагина острова.
Прямо напротив входа на территорию базы через дорогу располагается одно из самых загадочных петербургских строений – резиденция премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Внешне ничто не говорит о том, что в последние годы территория «Спартака» использовалась как спортивный объект. Там 2 ресторана, столики, мангалы, прочие атрибуты не очень дорогого общепита. Сооружения, которые когда-то были спортивными (эллинги, например), пребывают в таком состоянии, что к ним страшно даже подходить – не то что ставить плавсредства.
Если абстрагироваться от исторического предназначения «Спартака», то не вызывает сомнений: продан элитный объект недвижимости, расположенный в одном из самых престижных мест нашего города. При грамотном девелопменте он может принести огромную прибыль.
Продавцов у «Спартака» два: Ленинградская федерация профсоюзов и Межрегиональная общественная организация «Физкультурно-спортивное общество «Россия» (её возглавляет бывший профсоюзный деятель Леонид Шиянов). Как сообщил «Фонтанке» глава ЛФП Владимир Дербин, на момент продажи объект принадлежал им в равных долях.
Покупатель «Спартака» - ООО «Гребной клуб «Спартак». Это частная компания, созданная, судя по всему, специально под данную сделку в апреле 2013 года. Единственный учредитель ООО – известная в Петербурге бизнес-леди Инна Мейер. Она родственница одного из основателей сети гипермаркетов «Лента» Августа Мейера и владелица ООО «БигБокс» - компании, заявившей на днях о готовности реализовать в Петербурге очень амбициозный проект: построить вокруг КАД сеть гипермаркетов в формате жёсткого дискаунтера (продажа товаров по очень низким ценам). В этот проект «БигБокс» намерен вложить 12 миллиардов рублей.
О стоимости сделки по продаже «Спартака» официально никто говорить не захотел. Источники, которые просят об анонимности, утверждают, будто здание «Спартака» вместе с прилегающей территорией продано за 300 000 000 рублей. Якобы Ленинградская федерация профсоюзов и ФСО «Россия» получили по 150 000 000 рублей как владельцы половины долей каждый. Но это – неподтверждённая информация.
«Есть такие инициаторы…»
Председатель ЛФП Владимир Дербин говорит о продаже «Спартака» с видимым облегчением. По словам главы профсоюзов, на этапе подготовки сделки этот объект проверили вдоль и поперёк сотрудники правоохранительных органов. Инициатором проверок, по словам господина Дербина, выступила Санкт-Петербургская федерация гребного слалома. Профсоюзный лидер охарактеризовал эту общественную организацию так:
«У нас в Питере есть такие инициаторы. Они не по одному объекту обивают пороги, чтобы на халяву поиметь что-нибудь…».
Президент Федерации Максим Мильков на предложение «Фонтанки» обозначить своё отношение к сделке сказал, что на данный момент это не своевременно, потому что как раз сейчас он ведёт переговоры с новыми хозяевами о возможном сотрудничестве. Ещё полгода назад он обращался в редакцию с просьбой предать огласке сомнительные с его точки зрения нюансы подготовки совершившейся сейчас сделки. И тогда Максим Мильков был весьма настойчив: по словам Владимира Дербина, жалобы Федерации гребного слалома привели к тому, что в органы прокуратуры попал официальный запрос депутата Государственной думы России Ильи Пономарёва – он и вылился в многочисленные проверки.
Результат непростых взаимоотношений с проверяющими Владимир Дербин обозначил дипломатично и ёмко:
«Если мы чего-то делаем, что кому-то не нравится, то это в рамках закона…».
Впрочем, теперь всё позади: объект продан, а возмутитель спокойствия пока не сформировал к происшедшему своё отношение, потому что не знает, совпадут ли его планы с планами новых хозяев.
Прекрасная фантазия
Подавляющему большинству петербуржцев абсолютно безразлично, как звучит название юридического лица, которому принадлежит «Спартак». Интересно другое: а что же там теперь будет?
Владимир Дербин мотивировал принятие решения о продаже «Спартака» финансовыми сложностями. Мол, деньги на финансирование спортивной деятельности на набережной Большой Невки, 24, закончились, в связи с чем и было заключено трёхстороннее соглашение о продаже объекта тем, кто захочет и сможет инвестировать в водные виды спорта. Участники трёхстороннего соглашения: ЛФП, ФСО «Россия» и его член ООО «Гребной клуб «Спартак».
Это трёхсторонне соглашение – единственный документ, который на встрече с корреспондентом «Фонтанки» упомянул генеральный директор ООО Игорь Иванов (спортивного вида молодой человек, который признался, что несколько лет назад занимался академической греблей, но не в «Спартаке», а в «Динамо»). Мы спросили его о планах нового хозяина в отношении свежеприобретённого объекта.
Господин Иванов обозначил планы как коммерческие, но исключительно спортивные:
«Мы собираемся путем реконструкции и реставрации создать многофункциональный комплекс, и он будет предназначен для водных видов спорта», - сказал он.
У автора этих строк возник естественный вопрос: а из чего следует, что будущий комплекс будет спортивным, а не только коммерческим? По словам генерального директора ООО «Гребной клуб «Спартак», трёхстороннее соглашение – единственный документ, в котором это написано.
Новый современный комплекс водных видов спорта на берегу Большой Невки – безусловно, прекрасная фантазия. Поэтому «Фонтанку» заинтересовали цифры, которые позволили бы утверждать: такие планы действительно существуют. Но эта часть диалога с Игорем Ивановым получилась несколько напряжённой.
По словам нового руководителя «Спартака», его компания приобрела объект на заёмные средства. Заем с процентами на 4 года якобы предоставила некая кипрская фирма, название которой он назвать категорически отказался. Зато генеральный директор Гребного клуба «Спартак» любезно пригласил автора этих строк лично полюбоваться на новое приобретение. Там, у ворот, ведущих на территорию объекта, корреспондента «Фонтанки» встретил весёлый улыбчивый господин. Он представился одним из частных инвесторов проекта Давидом Мюллер-Мееркатцем. Давид организовал маленькую экскурсию, рассказал о том, что через несколько лет это место будет не узнать, но отвечать на вопрос о сумме покупки также отказался.
Так что остается загадкой, что же тут будет через 4 года, когда настанет пора гасить заем. Из каких средств ООО «Гребной клуб «Спартак» через 4 года расплатится, Игорь Иванов уточнить также не смог. А вопрос не праздный: уставный капитал ООО составляет стандартные 10 000 рублей. Не смог Игорь Иванов обозначить и размер предстоящих инвестиций. Он говорит, что, скорее всего, они существенно превысят стоимость самой сделки и, может быть, никогда не окупятся.
На этой интригующей ноте содержательная часть интервью с первым лицом компании, совершившей столь амбициозную сделку, к сожалению, завершилась. Почему-то Игорь Иванов пока не хочет оглашать подробности. Впрочем, скрыть главные из них всё равно не получится – пройдёт время, и все увидят, что вырастет на Каменном острове на самом деле. Предположить, что будет хуже, чем было, невозможно: сегодня на территории бывшей базы «Спартак» почти ничего не наталкивает на мысль, будто этот объект связан со спортом.