В Крапивном сквере близ Выборгской набережной снесли бывший детский садик. Жители микрорайона, у которых нынче дети дорастают до школы раньше, чем подойдёт очередь в сад, до последнего надеялись, что зданию вернут былое назначение. Но, видимо, напрасно: в прошлый четверг здание разрушили наполовину, к началу этой недели – целиком. При этом никаких разрешений на новое строительство собственнику, по информации "Фонтанки", никто не давал.
В четверг, 8 августа, Дмитрий Медведев объявил, что уже через два года у нас не будет очередей в детские сады. Днём позже, в пятницу, в Петербурге на участок в Крапивном переулке, дом 4, пришла техника и начала сносить здание бывшего детского сада.
Для тех, кто живёт неподалёку, это давно уже был не садик, а бизнес-центр. И поначалу люди с интересом смотрели, как оттуда сначала съезжают коммерсанты, а потом территория превращается в стройплощадку. Многие решили, что здесь, учитывая многочисленные обещания властей, снова будет детский сад. Это ведь так логично: проблемы стольких семей решатся, если просто отремонтировать существующее здание. Шикарное, каких нынче не строят.
Но у здания есть владелец. И он считает нужным всё это снести. Сначала он начал вырубать деревья в сквере, потом появился щит на свежеустановленном заборе – некое ООО "К4" ведёт работы по сносу аварийного здания, потом за забором не стало здания.
По просьбам трудящихся
Выборгская сторона – это бывшая рабочая окраина Ленинграда. В 1920-е годы советская власть решила обустраивать в таких районах быт трудящихся. Особенно – трудящихся женщин, которых она, как известно, освободила.
– Чтобы рабочим не мотаться с одного конца города на другой, шло благоустройство фабричных кварталов, улучшали быт, как бы мы сейчас сказали – создавали инфраструктуру, – рассказывает краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга Алексей Ерофеев. – И, в частности, заботились о том, чтобы женщина освобождалась, чтобы у неё появлялось больше времени для саморазвития. В рабочих кварталах стали строить фабрики-кухни, где можно было купить готовые блюда, чтобы дома их только разогреть. И, конечно, рядом должны были появляться детские садики, чтобы и дальше освобождать женщин.
В 1929 году в Крапивном переулке построили фабрику-кухню и разбили сквер для отдыха рабочих. Чуть позже, в 1930-е, в этом сквере появился детсад, большое 2-этажное здание в стиле конструктивизма. Алексей Ерофеев характеризует его так: простые формы, минимум украшений, максимум функциональности.
– Надо сказать, что в первые годы советская власть строила детские учреждения продуманно, – замечает краевед. – Например, окна школьных классов или игровых комнат в садиках должны быть обращены на солнечную сторону, на юг. А зона отдыха, те же спальни в детских садах, – на север, где темнее. Игровые делали большими, просторными.
Садик в Крапивном был именно таким: высокие потолки, просторные комнаты, окна, пропускавшие много солнца. Об этом говорят те, кто занимал тут помещения в последние годы.
– Здание даже не похоже на детский садик, – рассказывает риелтор Светлана. – Зайдите в любой современный детсад: вы нигде не увидите таких больших лестничных площадок и таких просторных комнат.
Она так хорошо знает предмет не случайно: в последние годы в детский сад приходили не дети, а арендаторы, в том числе и сотрудники её агентства недвижимости. Потому что в начале 90-х такой лакомый кусок, как большое здание с 3-метровыми потолками в Крапивном сквере, конечно, детям остаться не мог. Его приватизировали и приспособили под сдачу внаём. А минувшей весной арендаторов предупредили, что собственник сменился, надо съезжать.
Жители соседних домов спохватились, когда на месте вековых вязов, окружавших здание, увидели пни. Потом через пустые глазницы окон бывшего детсада стали видны порушенные комнаты.
– Мы категорически против вырубки деревьев рядом с нашим домом! – заявил "Фонтанке" один из этих граждан, Евгений Костюгов. – И садик надо сохранить: когда-то наш сын, теперь уже – взрослый человек, ходил в сад в 50 метрах от дома, и это было очень удобно.
Через полгорода в детсад
Когда-то рядом с Крапивным, в радиусе трёхсот метров, было три детских сада. Это было не настолько давно, чтобы помнили лишь старожилы.
– Я ещё успела походить в тот, что находился прямо в нашем доме, – рассказывает "Фонтанке" Ксения, живущая в доме 9 по улице Смолячкова (через двор от Крапивного сквера). – Теперь, посмотрите, в нём магазин "Цветы". Что с садиком в Крапивном – вы видите. Был ещё один, за углом, но на его месте поставили жилой дом.
Девушке, как она сама сообщила, 26 лет. То есть 20 лет назад с детскими садами тут всё было в порядке.
Нынешним мамам и папам повезло меньше, чем родителям Ксении. Это иллюстрирует письмо администрации Выборгского района, которая пыталась предотвратить снос садика, в Смольный: "В настоящее время в исторической части Выборгского района складывается социально неблагоприятная ситуация в связи с локальной застройкой земельных участков… многоквартирными жилыми домами без какого-либо обеспечения объектами социального назначения (школы, детские сады, поликлиники, объекты спорта)".
– У нас сын в школу пошёл, но до этого мы возили его в сад на Петроградку, – рассказывает Елена Ананьева, живущая в доме напротив Крапивного сквера. – Полдороги – на автобусе, потом пешком. Сейчас у нас маленькая дочка, 3 года, и нас записали в садик у метро "Лесная". Но у меня уже нет сил возить ребёнка, как прежде.
Конечно, продолжает Елена, если бы был садик поближе, это решило бы очень многие проблемы их семьи. Потому что у них трое детей, старший – почти взрослый. А работать приходится только мужу, Елена вынуждена сидеть с девочкой.
У Эльдара Габибова тоже трое детей. Двоих старших он по утрам развозит по детским садам на машине.
– Представляете, дурдом какой? – стучит он кулаком по столу. – Все – в разных садах! Одного вожу на "Лесную", второго – на Большой Сампсониевский. Третий подрастает, его придётся возить в третий садик! Нигде не нашлось мест, чтобы все трое были в одном.
На улице Смолячкова живут сёстры Александровы. Старшая, Виктория, возила дочку Дашу в сад через 2 автобусные остановки. Считается – повезло. Хуже пришлось её младшей сестре – Светлане.
– Рядом есть садик, – вздыхает она. – Только наша очередь подойдёт через 2 года. Камилла как раз в школу пойдёт. Так что пока везу её каждое утро на "Чёрную речку".
Город и сад
Люди попробовали отстоять детсад. Из администрации Выборгского района им пришёл ответ: "На месте сносимого здания, ранее до приватизации используемого под детский сад, планируется строительство 9-этажного многоквартирного дома". То есть – новые семьи с детьми "без какого-либо обеспечения объектами социального…".
В июне районная администрация, как следует из её письма, всё-таки пыталась запретить снос здания в Крапивном. И тогда работы по разборке здания прекратились, техника ушла, всё замерло. На время.
Поскольку у здания и участка есть собственник, проблема не решалась росчерком пера. Чтобы вернуть сюда садик, город должен был выкупить обратно здание, которое сам же продал в 90-х. Требовались переговоры с собственником.
Администрация района обратилась к вице-губернатору Санкт-Петербурга Марату Оганесяну с просьбой "оказать содействие в выкупе здания… в целях возвращения ему исторической функции… и запрете строительства… на указанном месте".
Как сообщили "Фонтанке" в канцелярии вице-губернатора, письмо главы Выборгского района было направлено в профильные комитет по градостроительству и архитектуре и Службу государственного стройнадзора. По нашей информации, в курсе и вице-губернатор Василий Кичеджи, курирующий, в частности, сферу образования. И он вроде бы тоже – за детсад, за переговоры, за содействие и выкуп. Но начался сезон отпусков. И теперь всё замерло в чиновничьих кабинетах. Этим, вольно или невольно, воспользовался собственник здания: решил снести его, пока не заставили вернуть под детсад.
Другая компания
В комитете по градостроительству и архитектуре "Фонтанке" подтвердили, что участок по адресу: Крапивный переулок, 4, находится в собственности у компании "К4" (можно предположить, что название связано с адресом, тем более что компания была создана минувшей весной и тогда же приобрела участок с постройкой у прежнего владельца). Как она планирует воткнуть сюда 9-этажку, если действительно планирует, – непонятно: Крапивный переулок, сообщили "Фонтанке" в комитете по градостроительству, входит в охраняемую зону, где ограничена высотность зданий. Пока же ни Госстройнадзор, ни КГА никаких работ фирме "К4" не согласовывали. Это, во всяком случае, следует из ответов обоих ведомств на запросы "Фонтанки".
К сожалению, нам не удалось получить комментарии представителей "К4". На заборе написан телефон генерального директора – Станислава Станиславовича Москвина. Однако телефон этот не отвечает. Он вообще числится за другой компанией с другими владельцами.
Если Станислав Станиславович всё-таки готов рассказать "Фонтанке", что дальше будет происходить за синим забором в Крапивном переулке, есть ли шансы у города вернуть сюда детский сад, то мы с нетерпением ждём его звонка.