Cобственники территорий на намыве Васильевского острова «Морской фасад» готовятся создать инфраструктуру для них за свой счет, не дождавшись обещанного на эти работы финансирования из бюджета. Соответствующее соглашение с правительством компании «Лидер групп» и Seven Suns Development планируют подписать до конца этого года. Если правительство города откажется участвовать в создании инженерной инфраструктуры стоимостью около 30 млрд рублей, цена «квадрата» жилья на намыве может подскочить примерно на 20 тысяч рублей, прогнозируют эксперты.
Владельцы участков на намыве Васильевского острова «Лидер групп» (в собственности 8,5 га) и Seven Suns Development (владеет примерно 12 га) намереваются решить проблемы с отсутствием инженерной инфраструктуры на своей территории самостоятельно. Как стало известно «Фонтанке», инвесторы уже ведут переговоры с правительством Петербурга и намерены в ближайшее время подписать соответствующее соглашение. Если город откажется от участия в создании инженерного обеспечения территории, как это было с другим намывным проектом «Новый берег» компании «Северо-запад инвест», стоимость создания коммуникаций ляжет на плечи покупателей жилья.
Реализация проекта «Морской фасад» началась в 2006 году, когда 477 га Финского залива за 5,35 млн долларов были проданы на торгах Фонда имущества компании ЗАО «Терра Нова», входящей в холдинг First Quantum Виталия Южилина. К настоящему времени компания создала только южную часть проекта площадью около 170 га. Из них 32 га занял пассажирский порт, еще около 70 га должны занять общественные зоны и объекты инфраструктуры. Остальные участки, предназначенные под строительство жилья, были проданы компаниям-застройщикам.
Девелоперы, в свою очередь, уже приступили к реализации проектов. Первый дом в рамках проекта «Гавань капитанов» — 17-этажный «Капитан Немо» на 656 квартир начала возводить компания «Лидер групп». Его планируется сдать в 2014 году. Еще два проекта компании - «Артур Грей» и «Колумб» в мае попали в список самовольного строительства, составленный Госстройнадзором. Застройщик уже начал вести подготовительные работы на стройплощадках. Однако пока что разрешение на строительство комплексов не получил.
Еще один инвестор — компания Seven Suns Development весной этого года запустил масштабную рекламную кампанию проекта «Я — романтик». Получить разрешение на строительство девелопер планировал в августе, однако сроки выдачи документации также затянулись. Застройщик рассчитывает получить разрешения в ближайшее время, сообщили «Фонтанке» в компании.
Принципиальная позиция правительства Петербурга, с одной стороны, не выдавать разрешения на строительство объектов, не обеспеченных инженерной инфраструктурой. А пока что для южной части намыва не построены головные источники по теплоснабжению и электроснабжению, не подведены сети водоснабжения и водоотведения. С другой стороны, город не готов выделять миллиарды рублей на инженерное обеспечение частных инвестиционных проектов, рассказал «Фонтанке» собеседник в Смольном. Официально от строительства инженерной инфраструктуры город не отказывался, однако фактически ее создание правительство может отложить на десяток лет. Согласно инвестдоговору, построить внешнюю инфраструктуру город должен не позднее июня 2026 года.
Для того чтобы приблизить сроки застройки территории, инвесторы решили скооперироваться и построить инженерную инфраструктуру самостоятельно. Свое участие в таких переговорах уже подтвердили компания «Лидер групп» и Seven Suns Development. ЖК «Капитан Немо» будет обеспечен инженерной инфраструктурой, но для успешного возведения последующих этапов проекта «Гавань капитанов» «Лидер групп» ведет переговоры с правительством Петербурга по выработке возможных вариантов дальнейшего строительства инфраструктуры, рассказали «Фонтанке» в компании. «Рассматривается, в том числе, формат государственно-частного партнерства, а также строительство инфраструктуры монополистами за счет девелопера. До конца года планируется принять окончательное решение по данному вопросу и заключить соответствующие договоры», - уточнили в компании.
Также участником кооперации застройщиков по строительству инфраструктуры участники рынка называют компанию Renaissance Development. Однако генеральный директор компании Renaissance Construction Андрей Власенко эту информацию опроверг. «Мы действительно ведем активные переговоры с правительством по определению сроков, параметров реализации нашего проекта, но в обсуждении строительства инфраструктуры за счет застройщиков участия не принимаем», - рассказал Андрей Власенко.
Будет ли город участвовать в возведении внешних сетей для василеостровского намыва, пока неизвестно. Если нет — девелоперы будут возвращать вложения за счет подключения к сетям построенных объектов, рассказал собеседник в Смольном. В любом случае, инвесторам придется вложить в проект миллиарды рублей. Ранее глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук оценивал строительство всей инфраструктуры примерно в 30 млрд рублей. «Для инженерной подготовки всей территории потребуется строительство новой электрической подстанции, котельной или ТЭЦ, сетей водоснабжения и водоотведения», - рассказывал Андрей Бондарчук.
В частности, изначальный проект компании «Терра нова» предусматривал строительство котельной или ТЭЦ «Морской фасад», 14 распределительных трансформаторных подстанций (РТП) и двух электрических подстанций «Намыв-1» и «Намыв-2» 110/20 кВ, запитанных от подстанции 330/110 кВ «Василеостровская», тоннельного канализационного коллектора, 2 ниток водовода от Гаванской насосной станции, которые пройдут вдоль Смоленки, и водовода от Главной водопроводной станции.
Однако пока что «ТГК-1» в инвестиционную программу до 2016 года проект по строительству ТЭЦ не вносила, рассказали в энергетической компании. Строительство водовода от Гаванской насосной станции до намывных территорий запланировано Водоканалом на 2018-2021 годы, тоннельный коллектор пока проектируется. А подстанцию «Василеостровская» планируется ввести в строй в 2014 году.
Если город откажется от финансирования строительства инженерной инфраструктуры, затраты на ее создание лягут на себестоимость строительства, а значит — на плечи дольщиков. Стоимость жилья на намыве поднимется не менее чем на четверть, оценивает директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. То есть если затраты на строительство инженерной инфраструктуры составят около 30 млрд рублей, а на намыве появится около 1,5 млн кв. м жилых площадей (такую плотность застройки предусматривал проект НИПЦ Генплана), стоимость каждого квадратного метра возрастет примерно на 20 тысяч рублей.
С финансированием инфраструктуры застройщикам могут помочь банки — к примеру, партнер Seven Suns Development - Промсвязьбанк, Renaissance Development - Сбербанк. Впрочем, реализовать строительство инженерной инфраструктуры застройщикам будет сложно не только с точки зрения привлечения финансирования, но из-за возможных сложностей с согласованием — сети будут проходить через трассу центрального участка Западного скоростного диаметра, говорит Петр Кузнецов.
Тем не менее, построив инженерную инфраструктуру за свой счет, инвесторы смогут осваивать хотя бы южную часть намыва «Морской фасад». Тогда как создание и развитие северной части, скорее всего, начнется не скоро. Согласно проекту планировки, эта территория выделена под деловую застройку, тогда как инвесторы предлагают перевести ее под жилье, также рассказал «Фонтанке» собеседник в правительстве города. Этот вид недвижимости более инвестиционно привлекателен. Однако город с изменением функционального назначения земель не согласен.
Для задержки развития проекта есть и еще одна причина. После ввода центрального участка ЗСД Васильевский остров может встать в пробках. И правительство города намерено сначала проанализировать транспортную ситуацию, а только затем — давать добро на строительство еще нескольких миллионов квадратных метров недвижимости, также рассказали в Смольном. Впрочем, согласно инвестдоговору, «Терра Нова» должна завершить создание территории до июня 2019 года.