Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин все-таки покидает Смольный. Как стало известно «Фонтанке», он написал заявление об уходе по собственному желанию. Буренин не проработал в этом кресле и года, но запомнился многим – и желанием, чтобы дороги строились строго по закону, и массовой отменой конкурсов, и ездой на мотоцикле в колонне байкеров, и прогулками на велосипеде вместе с активистами велодвижения.
Слухи о том, что глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин может покинуть свой пост, циркулировали еще с июля. По данным «Фонтанки», у него не сложились отношения с двумя вице-губернаторами. В итоге это противостояние закончилось только сейчас: Буренин написал заявление, которое, как ожидается, губернатор подпишет во вторник, 12 ноября. Исполнять обязанности председателя будет первый зампред Анатолий Мишанов, который пришел в Смольный в мае, а до этого работал на различных должностях в мэрии Москвы и Госстрое России.
Дмитрий Буренин стал председателем комитета по развитию транспортной инфраструктуры менее года назад – в конце декабря 2012 года. До этого он много лет возглавлял комитет финансового контроля и дорожной сферы касался тогда, когда проверял соответствующие ведомства Смольного. По одной из версий, именно проверка КРТИ, сделанная им осенью 2012 года, и помогла ему возглавить комитет с годовым бюджетом в 40 млрд рублей: предполагалось, что именно этот человек сможет навести порядок в сфере распределения государственных средств на строительство и ремонт дорог.
Дмитрий Буренин действительно сразу же взялся за радикальные изменения. Заступив на новую должность, он разрешил объявить многомиллиардные конкурсы на текущий и капитальный ремонт, а также на строительство новых развязок. Однако затем он отменил многие из них. Впоследствии чиновник объяснял, что разрешил объявить тендеры для того, чтобы не сорвать ремонтную кампанию и не поставить под угрозу исполнение бюджета. Однако параллельно Буренин начал проверять конкурсную документацию.
Одновременно Дмитрий Буренин начал кадровые изменения в комитете, которые иначе как чисткой не назовешь. Из четырех зампредов, которые работали в КРТИ еще при предыдущем главе Борисе Мурашове, к весне 2013 года остался только Антон Суханов, курировавший вопросы ремонта. Впрочем, и с ним у Буренина возник серьезный конфликт, обострившийся после того, как «Фонтанка» обнаружила, что одним из владельцев компании «МК-20СХ», постоянно выигрывающей тендеры на ремонт трампутей, долгое время был племянник Суханова. В итоге Суханов три раза писал заявление об увольнении, после чего сразу же уходил на больничный. Два раза по возвращении с больничного чиновник отзывал свое заявление. На третий раз он делать этого не стал, тем более что его Смольный объявил виноватым в скандале вокруг ремонта Старо-Калинкина моста.
Одна из главных проблем, которая досталась Дмитрию Буренину, – это огромное число дорожных объектов, по которым давно ездят машины, но юридически они еще не сданы в эксплуатацию. Как уже рассказывала «Фонтанка», у этой ситуации – две основные причины. Первая – в предыдущие годы объекты зачастую строились не по проектам, что является препятствием для их окончательной приемки. Вторая – строительство развязок и дорог велось на территории, которая еще находилась в собственности частных структур, а процесс изъятия продолжался уже после запуска движения. В итоге многим из этих объектов уже требуется капитальный ремонт, однако город не может выделить на него деньги, так как они до сих пор официально не приняты в эксплуатацию. На конец декабря общая стоимость таких объектов оценивалась в 54 млрд. К концу октября эта сумма снизилась до 38 млрд: где-то были решены имущественные вопросы, где-то проекты заново прошли через экспертизу.
При Буренине в рекордные сроки – за несколько месяцев – была построена дорога от взлетно-посадочной полосы аэропорта Пулково до КАДа стоимостью 1,7 млрд рублей. По ней гости саммита «Большой двадцатки» направлялись в Стрельну в обход городской улично-дорожной сети. Отметим, что этот объект стратегического назначения строился без какого-либо проекта – проектирование велось параллельно строительству, а заказчиком формально выступало ОАО «Аэропорт Пулково», на 100% принадлежащее Смольному.
При новом председателе комитет продолжали сотрясать скандалы, связанные с жалобами подрядчиков в ФАС на действия конкурсной комиссии. Так, конкурс на капремонт улицы Савушкина стоимостью 1,3 млрд ведомство объявило еще в мае. Его итоги отменялись антимонопольным ведомством дважды. После второй отмены Дирекция транспортного строительства, подведомственная КРТИ, подала в арбитражный суд иск к ФАС России, одновременно попросив принять весьма специфические обеспечительные меры: разрешить заключить контракт с победителем тендера, ЗАО «Синтез». Суд это ходатайство удовлетворил, а оскорбленные подрядчики написали письмо в прокуратуру.
Затеяв радикальные изменения, Буренин разрушил старую систему взаимоотношений между подрядчиками и комитетом, а новой так и не создал. В этом и заключалась основная претензия крупнейших игроков дорожного рынка, которые также были недовольны приходом большого числа новых компаний. Теперь налаживать отношения с подрядчиками придется уже новому председателю. Ему же предстоит потратить 45 млрд, предусмотренные КРТИ проектом бюджета на 2014 год.
Андрей Захаров