Высший арбитражный суд подвел черту в судебном разбирательстве двух крупных структур — банка «ВТБ» и ОАО «РЖД» по спорному участку на набережной канала Грибоедова, 24. По этому адресу, как известно, находятся железнодорожные кассы. В 2009-м там же, пусть и за стенкой, обосновался офис ВТБ. Железнодорожники посчитали, что банкиры должны платить им аренду за использование земли в центре города.
Высшая судебная инстанция не обнаружила изъянов в решениях нижестоящих инстанций, признавших долевую собственность ВТБ и РЖД на участок между каналом Грибоедова и Думской улицей в Петербурге. ВАС постановил, что земля под примыкающими друг к другу зданиями — железнодорожными кассами и офисом банка должна находиться в совместном владении. Более того, банк не должен платить железным дорогам арендную плату или вносить выкупную стоимость.
С иском о признании права собственности на земельный участок площадью 1015 кв. метров в арбитраж обратился банк «ВТБ». Кредитное учреждение еще в 1996 году приобрело на торгах Фонда имущества нежилое помещение площадью 3064 кв. метра, примыкавшее к железнодорожным кассам, на Думской, 7, лит. А. В 1997 году участок под ним был передан Смольным в пользование финансистам. Предполагалось, что банк реконструирует помещение, превратив его в отдельное здание. Что и произошло. В 2009 году на этот дом, который стал офисом банка, было оформлено право собственности.
Но земельный участок под железнодорожными кассами и банком не был разделен на два. Банк получил 1015/4490 долей земли между каналом Грибоедова и Думской. Однако железнодорожники с таким положением не согласились. Они напомнили суду, что еще в 2001 году зарегистрировали в Министерстве путей сообщения право бессрочного пользования на все 4490 кв. метров без исключения.
В рамках судебного процесса РЖД выдвинули финансистам требование выкупить долю и заплатить арендную плату за нее с января 2011 по июль 2012 года. Всего собственник касс насчитал банкирам долг на сумму 13 млн рублей. В 7,4 млн рублей РЖД оценили сам участок, 5,2 млн — арендную плату. В «чек» также включили земельный налог в размере 370 тысяч рублей, который ранее заплатил фактический пользователь участка, структура РЖД — Федеральная пассажирская компания.
Впрочем, юристам банка удалось доказать, что требования РЖД несостоятельны. Суд согласился с тем, что кредитное учреждение выступило добросовестным пользователем земельного участка под своим зданием. Более того, не получило выгоды от распоряжения землей, а его сосед — ФПК не понес ущерба от того, что рядом расположился банк.
Суд принял решение об обоснованности требований ВТБ на установление долевой собственности на участок, который по-прежнему будет считаться неразделимым. При этом финансисты не будут выплачивать железнодорожникам аренду или выкупную цену земли. Зато будут отныне сами платить земельный налог, а также компенсируют ФПК 370 тысяч от уже уплаченного ими сбора за участок.
Зато теперь у банка появляется теоретическая возможность взыскать с РЖД неустойку за использование общего земельного участка. Но пока такого иска не последовало.
Напомним, что исторически здание, в котором сейчас располагаются железнодорожные кассы, было пассажем, который выходил на Думскую улицу. В конце XIX века он был крупным торговым центром, в котором продавались товары высокого качества для обеспеченной публики. Железнодорожными кассами здание стало в 70-х годах прошлого века. Внутренние галереи исторического памятника были перестроены. Часть здания, выходящая на Думскую улицу, была отделена в качестве вспомогательных помещений.