Мрачные прогнозы о том, что после Нового года многие торговые площади опустеют, пока не сбываются. Арендаторы не отказываются от занимаемых метров, арендодатели не снижают ставок. Как долго продлится состояние этого хрупкого равновесия — неизвестно. Пока же представители торговли понемногу сокращают площади, объединяют несколько брендов внутри одного магазина и... договариваются с владельцами помещений о более мягких условиях оплаты. От прогнозов эксперты рынка воздерживаются.
Повышать арендные ставки в 2009 году намереваются, по данным Praktis CB, только 6% торговых комплексов. По мнению управляющих ТРК, если ставки получится сохранить на уровне 2008 года, то это будет уже хорошо. В то же время, в 24% ТРК возможность снизить арендную плату рассматривается — если этого потребует экономическая ситуация. Пока же, как утверждают эксперты, цены не снизил ни один торговый комплекс.
Впрочем, около половины торговых комплексов готовы идти навстречу предпринимателям, попавшим в затруднительное положение. «Во многих случаях договариваются об отсрочке платежей, о временном снижении ставок — с тем, чтобы вернуться к этому вопросу через несколько месяцев. В отдельных центрах готовы к тому, чтобы при усилении кризиса перейти на «особое положение» - установить ставки на минимально допустимом уровне, чтобы просто обеспечить существование торгового центра.
Как отмечают в самих ТЦ, просьбы о снижении ставок поступают, в основном, от крупных арендаторов, от сетевиков, которые работали за счет привлеченных средств. Как правило, вопросом торга бывает не снижение цены, а перенос сроков платежей, хотя в некоторых случаях владельцев торговых комплексов просили и об уменьшении ставок на 15-35%. По словам Сергея Федорова, директора по развитию компании Praktis CB, смена «якорных» арендаторов торговым комплексам невыгодна, поэтому владельцы ТРК будут идти навстречу владельцам брендов, которым принадлежат крупные площади.
Впрочем, другая половина владельцев торговой недвижимости ни на какие уступки не идет и идти не собирается. Типичный ответ в этих случаях - «у нас заполняемость 100%, а спрос со стороны покупателей вполне достаточен, чтобы цены не снижать».
Впрочем, массового бегства арендаторов с занимаемых ими площадей пока действительно не наблюдается. По данным компании Praktis, не жаловались на снижение спроса около 70% торговых и торгово-развлекательных комплексов. В первую очередь, по словам экспертов, арендаторы покидают те центры, которые расположены в неудачных местах, на окраинах, или отличаются «нечетко выраженной концепцией». Все давно существующие магазины, особенно расположенные в центре города, пока от кризиса не пострадали. «Пустующих помещений на Невском нет, во всяком случае — среди тех, которые находятся в нашем ведении, - подтвердили и в КУГИ. - Те магазины и офисы, которые закрыты сейчас, не открываются, скорее всего, потому, что владельцы ожидают арендаторов, согласных с предложенными условиями».
На рынке происходит перераспределение спроса — сейчас на помещения площадью 20, 30, 50 квадратных метров приходится около 65% от всего количества запросов на аренду торговых площадей. «Сейчас арендаторы предпочитают сокращать площади или объединять под одной крышей несколько брендов», - поясняет Алексей Лазутин, директор по коммерческой недвижимости Becar Realty Group SPb. «Многие сокращают предложение, уменьшают ассортиментный ряд — в первую очередь это относится к торговым сетям, - добавляет директор по развитию Praktis Сергей Федоров. - Покупатели сужение «линеек» уже почувствовали».
Типичный состав «якорных» арендаторов ТРК — продовольственный гипермаркет, бытовая техника, одежда. На сегодня с рынка ушли только две крупных сети - «Гроссмарт» и «Бананамама». Предвидят эксперты проблемы и у сети «Эльдорадо». Все остальные крупные арендаторы, по словам участников рынка, «с обслуживанием долгов пока вполне справляются».
Однако в будущем картина может существенно измениться. «Кризис ударит в первую очередь по платежеспособности среднего класса, следовательно, те бренды, которые представлены в наших ТРК, окажутся им не по карману. По всей видимости, ассортиментная политика торговых сетей изменится — появится больше товаров низкоценового сегмента», - считает Сергей Федоров. Алексей Лазутин допускает и то, что изменится и состав арендаторов — в ТРК появится больше ИЧП, торгующих товарами без какого-либо бренда.
Никакой катастрофы в подобных изменениях эксперты не видят. «В Петербурге количество торговых площадей практически достигло точки перенасыщения, - считает Сергей Федоров. - Кризис просто помог «выпустить пар». А с другой стороны, при всем обилии магазинов, у нас было очень узкое предложение — и ассортимент был довольно скуден, а многие — особенно низкоценовые - бренды вообще не попали к нам на рынок. Возможно, кризис даст возможность им «прорасти». Алексей Лазутин добавляет, что из-за финансовых волнений ТРК будут вынуждены выстраивать более грамотные концепции и стратегию своего продвижения, что также «пойдет рынку только на пользу».
Проблемы, в первую очередь, будут, как предсказывают аналитики, у только что открывшихся бизнес-центров. «Если раньше на момент эксплуатации ТРК был практически заполнен арендаторами, то сегодня уровень свободных вакансий — порядка 70%», - комментирует Сергей Федоров. Впрочем, как добавляет Алексей Лазутин, сейчас строительство новых комплексов почти полностью заморожено — в течение первой половины 2009 года едва ли можно ожидать открытия хотя бы одного.
От прогнозов воздерживаются и эксперты, и участники рынка. По единодушному мнению управляющих и торговых операторов, о развитии экономической ситуации можно будет судить не раньше весны 2009 года. Впрочем, спада покупательской активности ожидают все — наиболее сложный период для рынка торговой недвижимости наступит, как считают в Praktis, в феврале-марте 2009 года. Еще более пессимистичен Алексей Лазутин. «Кризис очень сильно ударит по карману покупателей, спад в торговле будет серьезным. Поэтому для того, чтобы нам вернуться хотя бы на уровень середины 2008 года, понадобится не меньше пяти лет», - считает он.
Кира Обухова
Повышать арендные ставки в 2009 году намереваются, по данным Praktis CB, только 6% торговых комплексов. По мнению управляющих ТРК, если ставки получится сохранить на уровне 2008 года, то это будет уже хорошо. В то же время, в 24% ТРК возможность снизить арендную плату рассматривается — если этого потребует экономическая ситуация. Пока же, как утверждают эксперты, цены не снизил ни один торговый комплекс.
Впрочем, около половины торговых комплексов готовы идти навстречу предпринимателям, попавшим в затруднительное положение. «Во многих случаях договариваются об отсрочке платежей, о временном снижении ставок — с тем, чтобы вернуться к этому вопросу через несколько месяцев. В отдельных центрах готовы к тому, чтобы при усилении кризиса перейти на «особое положение» - установить ставки на минимально допустимом уровне, чтобы просто обеспечить существование торгового центра.
Как отмечают в самих ТЦ, просьбы о снижении ставок поступают, в основном, от крупных арендаторов, от сетевиков, которые работали за счет привлеченных средств. Как правило, вопросом торга бывает не снижение цены, а перенос сроков платежей, хотя в некоторых случаях владельцев торговых комплексов просили и об уменьшении ставок на 15-35%. По словам Сергея Федорова, директора по развитию компании Praktis CB, смена «якорных» арендаторов торговым комплексам невыгодна, поэтому владельцы ТРК будут идти навстречу владельцам брендов, которым принадлежат крупные площади.
Впрочем, другая половина владельцев торговой недвижимости ни на какие уступки не идет и идти не собирается. Типичный ответ в этих случаях - «у нас заполняемость 100%, а спрос со стороны покупателей вполне достаточен, чтобы цены не снижать».
Впрочем, массового бегства арендаторов с занимаемых ими площадей пока действительно не наблюдается. По данным компании Praktis, не жаловались на снижение спроса около 70% торговых и торгово-развлекательных комплексов. В первую очередь, по словам экспертов, арендаторы покидают те центры, которые расположены в неудачных местах, на окраинах, или отличаются «нечетко выраженной концепцией». Все давно существующие магазины, особенно расположенные в центре города, пока от кризиса не пострадали. «Пустующих помещений на Невском нет, во всяком случае — среди тех, которые находятся в нашем ведении, - подтвердили и в КУГИ. - Те магазины и офисы, которые закрыты сейчас, не открываются, скорее всего, потому, что владельцы ожидают арендаторов, согласных с предложенными условиями».
На рынке происходит перераспределение спроса — сейчас на помещения площадью 20, 30, 50 квадратных метров приходится около 65% от всего количества запросов на аренду торговых площадей. «Сейчас арендаторы предпочитают сокращать площади или объединять под одной крышей несколько брендов», - поясняет Алексей Лазутин, директор по коммерческой недвижимости Becar Realty Group SPb. «Многие сокращают предложение, уменьшают ассортиментный ряд — в первую очередь это относится к торговым сетям, - добавляет директор по развитию Praktis Сергей Федоров. - Покупатели сужение «линеек» уже почувствовали».
Типичный состав «якорных» арендаторов ТРК — продовольственный гипермаркет, бытовая техника, одежда. На сегодня с рынка ушли только две крупных сети - «Гроссмарт» и «Бананамама». Предвидят эксперты проблемы и у сети «Эльдорадо». Все остальные крупные арендаторы, по словам участников рынка, «с обслуживанием долгов пока вполне справляются».
Однако в будущем картина может существенно измениться. «Кризис ударит в первую очередь по платежеспособности среднего класса, следовательно, те бренды, которые представлены в наших ТРК, окажутся им не по карману. По всей видимости, ассортиментная политика торговых сетей изменится — появится больше товаров низкоценового сегмента», - считает Сергей Федоров. Алексей Лазутин допускает и то, что изменится и состав арендаторов — в ТРК появится больше ИЧП, торгующих товарами без какого-либо бренда.
Никакой катастрофы в подобных изменениях эксперты не видят. «В Петербурге количество торговых площадей практически достигло точки перенасыщения, - считает Сергей Федоров. - Кризис просто помог «выпустить пар». А с другой стороны, при всем обилии магазинов, у нас было очень узкое предложение — и ассортимент был довольно скуден, а многие — особенно низкоценовые - бренды вообще не попали к нам на рынок. Возможно, кризис даст возможность им «прорасти». Алексей Лазутин добавляет, что из-за финансовых волнений ТРК будут вынуждены выстраивать более грамотные концепции и стратегию своего продвижения, что также «пойдет рынку только на пользу».
Проблемы, в первую очередь, будут, как предсказывают аналитики, у только что открывшихся бизнес-центров. «Если раньше на момент эксплуатации ТРК был практически заполнен арендаторами, то сегодня уровень свободных вакансий — порядка 70%», - комментирует Сергей Федоров. Впрочем, как добавляет Алексей Лазутин, сейчас строительство новых комплексов почти полностью заморожено — в течение первой половины 2009 года едва ли можно ожидать открытия хотя бы одного.
От прогнозов воздерживаются и эксперты, и участники рынка. По единодушному мнению управляющих и торговых операторов, о развитии экономической ситуации можно будет судить не раньше весны 2009 года. Впрочем, спада покупательской активности ожидают все — наиболее сложный период для рынка торговой недвижимости наступит, как считают в Praktis, в феврале-марте 2009 года. Еще более пессимистичен Алексей Лазутин. «Кризис очень сильно ударит по карману покупателей, спад в торговле будет серьезным. Поэтому для того, чтобы нам вернуться хотя бы на уровень середины 2008 года, понадобится не меньше пяти лет», - считает он.
Кира Обухова
Источник: "Квадрат.ру"