Зигмунд Фрейд и закон «Об охранных зонах» определят правила сохранения культурного наследия Петербурга. Об этом сегодня сообщила глава КГИОП Вера Дементьева, цитировавшая высказывания великого австрийца во время обсуждения нового законопроекта. Правила вводят жесткие ограничения: в Объединенной охранной зоне Петербурга строительство категорически запретят, а оберегать будут не только памятники архитектуры, но и городские пространства, панорамы и визуальные коридоры.
«Как вы помните, еще Фрейд сказал, что культура — вещь неудобная. Она накладывает слишком много ограничений», - представила новый законопроект председатель КГИОП Вера Дементьева и фактически предложила собравшимся выбор — либо сохранять уникальный город, либо его уничтожать. «История знает много исчезнувших красивых городов. Шумерские города, города майя... Они все пропали - кого-то поглотили джунгли, кого-то сельва, кого-то пески...» - прозрачно намекнула Дементьева. Впрочем, от параллелей воздержалась.
Закона об охранных зонах в городе, который сам является объектом всемирного наследия, до сих пор не существует. В Петербурге действует лишь решение Ленгорисполкома «Об охранных зонах», принятое в 1988 году. На сегодня — это единственное постановление. Новый законопроект готовили несколько лет. Первый вариант был разработан Комитетом по охране памятников истории и культуры еще в 2005 году и с тех пор подвергся корректировке.
Предложенные правила грозят жесткими ограничениями. Главное - строительство в Объединенной охранной зоне по будущему закону станет невозможным... К объектам охраны, по замыслу авторов законопроекта, теперь будут относиться не только памятники архитектуры, но и городские пространства, панорамы и визуальные коридоры. Отказались разработчики закона и от понятия «лакуна» - пространства в городской ткани, подлежащего застройке. «К сожалению, уже с 90-х годов из-за существования лакун сама Объединенная охранная зона перестала быть защитным инструментом для памятников архитектуры», - пояснила Дементьева.
«По сравнению с 1988 годом памятников в нашем городе стало больше в два раза — теперь их около полутора тысяч. Потребовалось прописать и откорректировать границы каждого памятника, прописать все виды хозяйственной и строительной деятельности, которые будут разрешены на территории зон охраны», - рассказала Вера Дементьева. По ее словам, новые режимы и нормы охраны прописаны не для зон в целом, а фактически для каждого квартала — в зависимости от его особенностей.
«Видимо, эта скрупулезная работа и стала причиной того, что часть памятников оказались попросту не учтена», - заметил Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Например, из перечня охраняемых исчезли Зимняя канавка, улицы Белинского и Чехова и некоторые другие городские ансамбли. Впрочем, по общему мнению, исчезновение этих объектов — следствие не чьего-то злого умысла, а простая техническая ошибка. «Вы проследите, чтоб ее исправили как можно быстрее», - заботливо посоветовал Дементьевой вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров.
Беспокойство заместителя генерального директора НИИ «Спецпроектрестарврация», члена Совета по культурному наследию Михаила Мильчика вызывает еще одно обстоятельство — в некоторых случаях новое строительство в охранной зоне все-таки будет разрешено. Дословно формулировка звучит «в случае незавершенности городской среды или необходимости сноса и восстановления здания из-за его ветхости или аварийности». «Необходимо четко оговорить, по каким признакам здание будет считаться ветхим и не подлежащим восстановлению, - волнуется Мильчик. - Иначе можно будет снести фактически любой дом — примеров у нас в городе достаточно».
Правда, по мнению Кирилла Зайцева, советника руководителя Росохранкультуры РФ, оснований для подобной тревоги нет. «Разумеется, все это будет оговорено в дальнейшем. Все режимы охраны еще будут детализироваться и прописываться очень подробно. С принятием закона работа не заканчивается», - уверяет он. Зато, как считает Зайцев, новый закон позволит отказаться от принятой в последнее время практики ограничивать новую застройку только по высотным характеристикам. «За единицу принят квартал, и теперь при попытках что-то изменить в городской среде нужно будет учитывать все параметры застройки. Инвесторы должны будут обращать внимание на то, насколько их постройки соответствуют визуальному восприятию квартала», - замечает он.
Некоторые сомнения новый законопроект вызвал у председателя Комитета по управлению городским имуществом Игоря Метельского. «То есть теперь в центре города нельзя будет ни строить мансарды, ни перекрывать атриумами дворы?» - поинтересовался он во время обсуждения. «Мансарды крайне редко гармонируют с обликом нашего города, - ответила Дементьева. - Опыты удачного мансардостроительства в Петербурге удачными назвать нельзя». И напомнила: «Я же с самого начала предупредила, что охрана памятников — вещь неудобная». Больше желающих спорить с авторитетом Фрейда не нашлось.
«Новый градостроительный закон очень неудобен, в новых условиях будет очень сложно привлечь инвесторов, но лучше пусть будут жесткие и прозрачные правила игры, чем не будет никаких правил», - подвела итоги обсуждения губернатор города Валентина Матвиенко. Теперь, по ее словам, инвесторам при согласовании своих проектов не придется зависеть от настроения того или иного чиновника — они смогут действовать строго на основании «ясного и всем понятного закона». «Строители, конечно, будут очень недовольны, - заключила губернатор. - Но уникальность нашего города — это наше конкурентное преимущество, и мы всячески будем ее сохранять».
Утвержденный законопроект будет представлен в ближайшее время. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» Александр Кононов, технические поправки к новому законопроекту КГИОП попросил подать уже сегодня, чтобы исправить документы до завтрашнего дня. Возможно, состоится невероятное, и закон о режимах зон охраны будет утвержден раньше, чем Правила землепользования и застройки — что постоянно обещали «кагиоповцы» и во что не верил практически никто.
Впрочем, судя по разговорам в кулуарах, будущее нового закона может быть омрачено. По мнению некоторых членов правительства города, если не позволить инвесторам тем или иным способом увеличивать площади зданий, расположенных в центре, то город потеряет для них свою привлекательность.
Источник «Фонтанки» высказал мнение, что проблему можно было бы решить за счет создания мансардных этажей или использования внутридворового пространства. «Возможно, во время депутатских слушаний будут внесены некоторые коррективы», - предположил он. О том, что закон, по всей видимости, все же будет мягко корректироваться, сообщил «Фонтанке» и Кирилл Зайцев. «Далеко не всегда надо сохранять все здание целиком, - пояснил он. - Где-то ценен только фасад, где-то возможны серьезные изменения планировочного решения. Все будет зависеть от конкретных случаев и решаться для каждого квартала отдельно».