11 мая 2011 17:42
380
"Экоград" в Петербурге: Финский проект столкнулся с российской реальностью
Финны всерьез намереваются приобщить Петербург к экологической культуре. Проект экологического города уже полностью подготовлен и находится на стадии «поиск инвестора». Однако желающих вложить средства в проект пока не нашлось, энтузиазма со стороны районных властей не замечено, а общество, как выяснилось, к экологическим технологиям просто не готово.
На российско-финском семинаре «Современные технологии в экологическом строительстве», проходившем в Консульстве Финляндии, научно-исcледовательская компания VTT познакомила петербургских чиновников и бизнесменов с завершенным проектом «ЭкоГрад» - мини-города, при создании которого будут учитываться все действующие нормативы «зеленого строительства». Сейчас разработка полностью завершена и готова к внедрению, осталось только найти инвестора. Правда, где именно появится этот чудо-город по-прежнему неизвестно.
Как мы уже писали http://www.kvadrat.ru/articles/08032011_finni_obeschaut_ekologicheskiy_rai/, экологические принципы будут учитываться не только при строительстве, но и при эксплуатации будущего городка. Например, для того чтобы покрыть потребности территории в отоплении, в пилотном проекте предложено использовать тепловые насосы, работающие на морской воде. Добавим, ранее учитывался вариант размещения жилого квартала, состоящего из домов не выше 5-6 этажей и коттеджного поселка, поблизости от Финского залива. По расчетам, здания с низким энергопотреблением потребуют 2345 МВтч/год (контур – 67 километров), пассивные здания – 1675 МВтч/год (контур 48 километров). На крышах предполагается установить солнечные панели, среднегодовая выработка которых составит 1872 МВтч/год (около 50 % всех потребностей территории), и 48 малых ветровых турбин (обеспечат 10 % потребностей территории – 403,2 МВтч/год). Недостающую электроэнергию, замечают авторы проекта, можно получать от местных электросетей. Особое внимание уделено внедрению систем переработки мусора — в том, что будущие жители легко освоят раздельный сбор отходов, финны не сомневаются.
Правда, некоторые положения будущего проекта уже вступили в противоречие с российской ментальностью. «Мы провели исследование, в ходе которого опросили 750 человек, - рассказала руководитель проекта Оса Нюстед. - И многие вещи для нас оказались полной неожиданностью». Так, абсолютное большинство опрошенных считает основным показателем качественной среды проживания чистый воздух, но только 40% готовы доплачивать за него. «Принудительная вентиляция вообще оказалась неизвестным понятием для петербуржцев», - заметила госпожа Нюстед с недоумением, добавив, что только 8% опрошенных сочли приемлемым использовать для своих нужд возобновляемые источники энергии.
Проблематичной оказалась и задача пересадить россиян на экологически чистый транспорт. «Оказывается, для жителей Петербурга собственный автомобиль очень важен, - развела руками Нюстед. - Если у кого-либо нет машины, то ее не купили вовсе не из-за экологических убеждений, а просто потому, что нет денег!» Приобщить россияне к велосипедам также не получит. «Во-первых, слишком интенсивное движение транспортное, поэтому ездить на велосипед попросту небезопасно, а, во-вторых, велосипеды — воруют!» - в последнее слово докладчик вложила весь ужас и шок человека, обнаружившего, что Солнце иногда может вставать и на Западе. Ну, а самое главное отличие Петербурга от Хельсинки заключается в том, что только 28% опрошенных признались, что могут чувствовать себя на улице в безопасности — и этот показатель тоже пришлось учитывать при подготовке проекта.
И еще одно обстоятельство заставило разработчиков слегка подкорректировать свои планы. «Мы решили сделать акцент на пассивных решениях, - сообщила Нюстед. - Поскольку базы для оказания технической помощи и ресурсов для технического обслуживания в Петербурге недостаточно».
В настоящее время VTT выбирает три пилотные территории, но подробности представители компании отказались озвучить. Инвесторы и объем инвестиций тоже не определены — переговоры с рядом финских девелоперов еще ведутся, названия организаций держатся в секрете.
Петербургские инвесторы, присутствовавшие в зале, не выразили готовности принять участие в проекте. Не проявили энтузиазма и местные власти. Людмила Збрицкая, начальник отдела строительства и землепользования Московского района, долго и с увлечением рассказывала о планах комплексного освоения территорий района, о проектах в зоне аэропорта Пулково, о планах по реновации «хрущевских кварталов». Но на прямой вопрос: «А можно ли хоть одну из этих территорий использовать реализации проекта «ЭкоГрад»?» - ответила, что «нет». «У нас очень плотная застройка, - пояснила она. - Поэтому построить экоград не получится».
На городском уровне проект финнов получил поддержку, правда, в основном, моральную. «Мне очень нравится идея, мне очень близки эти принципы, - заявил председатель комитета по строительству администрации Петербурга Вячеслав Семененко журналистам. - Я буду стараться оказывать намерениям VTT всяческую поддержку». Для начала глава стройкомитета намеревается в добровольно-принудительном порядке познакомить всех девелоперов, реализующих проекты комплексного освоения территорий, с методическими разработками VTT. Поддержал проект и еще один чиновник городского уровня. Заместитель главного архитектора Виктор Полищук полагает, что «ЭкоГрад» в Петербурге построить можно и даже подходящая территория для этого имеется. «Вот компания ЮИТ намеревается строить квартал в Ново-Орловском лесопарке, - заявил он. - Замечательное место! Пусть они и реализуют проект!» Комментариев со стороны компании ЮИТ на это предложение не последовало.
Елена Алексеева
На российско-финском семинаре «Современные технологии в экологическом строительстве», проходившем в Консульстве Финляндии, научно-исcледовательская компания VTT познакомила петербургских чиновников и бизнесменов с завершенным проектом «ЭкоГрад» - мини-города, при создании которого будут учитываться все действующие нормативы «зеленого строительства». Сейчас разработка полностью завершена и готова к внедрению, осталось только найти инвестора. Правда, где именно появится этот чудо-город по-прежнему неизвестно.
Как мы уже писали http://www.kvadrat.ru/articles/08032011_finni_obeschaut_ekologicheskiy_rai/, экологические принципы будут учитываться не только при строительстве, но и при эксплуатации будущего городка. Например, для того чтобы покрыть потребности территории в отоплении, в пилотном проекте предложено использовать тепловые насосы, работающие на морской воде. Добавим, ранее учитывался вариант размещения жилого квартала, состоящего из домов не выше 5-6 этажей и коттеджного поселка, поблизости от Финского залива. По расчетам, здания с низким энергопотреблением потребуют 2345 МВтч/год (контур – 67 километров), пассивные здания – 1675 МВтч/год (контур 48 километров). На крышах предполагается установить солнечные панели, среднегодовая выработка которых составит 1872 МВтч/год (около 50 % всех потребностей территории), и 48 малых ветровых турбин (обеспечат 10 % потребностей территории – 403,2 МВтч/год). Недостающую электроэнергию, замечают авторы проекта, можно получать от местных электросетей. Особое внимание уделено внедрению систем переработки мусора — в том, что будущие жители легко освоят раздельный сбор отходов, финны не сомневаются.
Правда, некоторые положения будущего проекта уже вступили в противоречие с российской ментальностью. «Мы провели исследование, в ходе которого опросили 750 человек, - рассказала руководитель проекта Оса Нюстед. - И многие вещи для нас оказались полной неожиданностью». Так, абсолютное большинство опрошенных считает основным показателем качественной среды проживания чистый воздух, но только 40% готовы доплачивать за него. «Принудительная вентиляция вообще оказалась неизвестным понятием для петербуржцев», - заметила госпожа Нюстед с недоумением, добавив, что только 8% опрошенных сочли приемлемым использовать для своих нужд возобновляемые источники энергии.
Проблематичной оказалась и задача пересадить россиян на экологически чистый транспорт. «Оказывается, для жителей Петербурга собственный автомобиль очень важен, - развела руками Нюстед. - Если у кого-либо нет машины, то ее не купили вовсе не из-за экологических убеждений, а просто потому, что нет денег!» Приобщить россияне к велосипедам также не получит. «Во-первых, слишком интенсивное движение транспортное, поэтому ездить на велосипед попросту небезопасно, а, во-вторых, велосипеды — воруют!» - в последнее слово докладчик вложила весь ужас и шок человека, обнаружившего, что Солнце иногда может вставать и на Западе. Ну, а самое главное отличие Петербурга от Хельсинки заключается в том, что только 28% опрошенных признались, что могут чувствовать себя на улице в безопасности — и этот показатель тоже пришлось учитывать при подготовке проекта.
И еще одно обстоятельство заставило разработчиков слегка подкорректировать свои планы. «Мы решили сделать акцент на пассивных решениях, - сообщила Нюстед. - Поскольку базы для оказания технической помощи и ресурсов для технического обслуживания в Петербурге недостаточно».
В настоящее время VTT выбирает три пилотные территории, но подробности представители компании отказались озвучить. Инвесторы и объем инвестиций тоже не определены — переговоры с рядом финских девелоперов еще ведутся, названия организаций держатся в секрете.
Петербургские инвесторы, присутствовавшие в зале, не выразили готовности принять участие в проекте. Не проявили энтузиазма и местные власти. Людмила Збрицкая, начальник отдела строительства и землепользования Московского района, долго и с увлечением рассказывала о планах комплексного освоения территорий района, о проектах в зоне аэропорта Пулково, о планах по реновации «хрущевских кварталов». Но на прямой вопрос: «А можно ли хоть одну из этих территорий использовать реализации проекта «ЭкоГрад»?» - ответила, что «нет». «У нас очень плотная застройка, - пояснила она. - Поэтому построить экоград не получится».
На городском уровне проект финнов получил поддержку, правда, в основном, моральную. «Мне очень нравится идея, мне очень близки эти принципы, - заявил председатель комитета по строительству администрации Петербурга Вячеслав Семененко журналистам. - Я буду стараться оказывать намерениям VTT всяческую поддержку». Для начала глава стройкомитета намеревается в добровольно-принудительном порядке познакомить всех девелоперов, реализующих проекты комплексного освоения территорий, с методическими разработками VTT. Поддержал проект и еще один чиновник городского уровня. Заместитель главного архитектора Виктор Полищук полагает, что «ЭкоГрад» в Петербурге построить можно и даже подходящая территория для этого имеется. «Вот компания ЮИТ намеревается строить квартал в Ново-Орловском лесопарке, - заявил он. - Замечательное место! Пусть они и реализуют проект!» Комментариев со стороны компании ЮИТ на это предложение не последовало.
Елена Алексеева
Источник: "Квадрат.ру"