Рубль дешевеет с каждым днем. Экономисты делают неутешительные прогнозы. Самый радикальный сделал управляющий директор компании «Финам менеджмент» – он считает, что курс доллара к марту достигнет 200 рублей. В России в условиях непредсказуемого курса продавцы, прежде всего недвижимости, но не только, раньше переходили на выставление цен в у.е. И сейчас такое может повториться.
Условная единица (у.е.) – эвфемизм, применяется в России для обозначения денежной суммы в долларах или евро или их эквивалента в рублях. В 1990-х, когда рубль быстро обесценивался, в России широко практиковались расчеты в долларах США. Однако в 1993 году правительства РФ рекомендовало Центробанку запретить «расчеты между резидентами на территории России в иностранной валюте». В результате повсеместно ценники со словом «доллар» были заменены на «у.е.».
После дефолта 1998 года, когда курс рубля за несколько дней упал в шесть раз, у.е. появились на ценниках практически повсеместно (прежде всего в Москве и Петербурге, в остальной России в меньшей степени).
В 2000-х цены опять перешли в рубли, но во время кризиса 2008–2009 годов условные единицы снова попытались ввернуться. В январе 2009 года (евро тогда стоил 44 рубля, а доллар – 33,2) девелоперы задумались о привязке стоимости квадратных метров к условным единицам. Как они объясняли – для снижения валютных рисков. Об этом объявила, в частности, компания «Снегири» Александра Чигиринского, потом группа «Пик» и московский застройщик ДСК-1. В Петербурге это сделали «Возрождение Санкт-Петербурга» и «М-Индустрия». На вторичном рынке привязывать цену к доллару продавцы стали еще раньше – в декабре 2008-го. И эксперты говорили тогда, что количество сделок в у.е. составляет примерно треть от общего объема.
Но в 2009-м попытки перейти на у.е. не стали массовыми, рассказывает экономист Андрей Заостровцев. И сегодняшняя ситуация по темпам падения рубля больше напоминает кризис 2008–2009 годов. По мнению эксперта, если ситуация не изменится, «уже через месяц переход на у.е. может приобрести массовый характер».
Особенно это касается рынка недвижимости. «Я как раз недавно продавал дачу и за месяц потерял кучу денег, – рассказывает Андрей Заостровцев. – Если б я назначил цену в у.е., я бы ничего не потерял. И от этого многие сейчас страдают. Когда ведутся крупные сделки, особенно рассчитанные на долгое время, уже невозможно вести расчеты в стремительно падающей валюте. Риелторам скоро придется перейти на у.е. Правда, формально сейчас это запрещено».
Переход на у.е. выгоден всем экспортерам, отмечает Заостровцев, а невыгоден для импортеров и большинства граждан. «Мы все равно продолжаем жить за счет импорта, у нас нет полноценного рынка собственных товаров, – говорит Заостровцев. – И даже если вы выращиваете все на своем участке, продавая свою продукцию, вы все равно будете ориентироваться на цены рынка. А они будут задаваться возросшими ценами на импортные товары. Риски от падения рубля будут заложены в цены на все товары. Поэтому когда сегодня я продаю что-то, то я рассчитываю стоимость из курса доллара в 60, а не 50 рублей, ведь пока я буду продавать, доллар может серьезно вырасти. То есть если со стабильным рублем я бы назначил цену в 100 тысяч, то теперь я назначу 110».
По словам Заостровцева, часть населения уже реагирует на падение рубля. Кто-то скупает валюту. Кто-то пытается вкладывать деньги в товары, цены на которые, согласно ожиданиям, будут расти на фоне обесценивания рубля. «Но на данный момент трудно сказать, что это за товары, – отмечает эксперт. – Обычно это недвижимость, но в данном случае я не уверен. Темпы обесценивания рубля превышают темпы инфляции. Может быть, цены на недвижимость на какой-то период подскочат, но потом, когда у людей рубли закончатся, цены вновь упадут».
На законодательном уровне, говорит он, не так много возможностей повлиять на ситуацию. «Можно, конечно, вообще изменить правила игры и перейти на административно-управляемую систему, запретить обмен валюты или ввести предельные нормы – но это вызовет панику. Сейчас, скорее всего, опасаются, что население переведет значительную часть рублевых вкладов в долларовые, начнет снимать рубли, покупать доллары... Но у населения не так много денег».
К лучшему ситуация не изменится, пока не изменится положение России в мире. «Центробанк в октябре вбросил около 30 млрд на рынок, но из этого ничего не получилось. Сейчас всего два фактора – цена на нефть и санкции – очень больно бьют по рублю. Боюсь, это продлится достаточно долго. Страны ОПЕК объявили, что они будут сокращать добычу нефти, если цена будет ниже 70 долларов за баррель. Это заявление, вероятно, негативно повлияло на курс рубля. Что касается санкций, то пока они действуют, ситуация не исправится. Наши банки сейчас не имеют доступа на международные рынки, не могут взять взаймы – даже те, которые не под санкциями, потому что в Россию никто ничего не отдает».
В результате возникает дефицит валюты, который еще больше обостряется наплывом в банки клиентов, пытающихся ее купить. На прошлой неделе спрос на иностранную валюту возрос в три раза (в первую очередь – на доллар). Многие банки были вынуждены ограничить выдачу валюты населению.
Анастасия Дмитриева
Комментарий
Леонид Сандалов, заместитель директора АН «Бекар»:
– Я не верю, что рынок недвижимости снова станет долларовым. По официальным данным банков, абсолютное большинство вкладов и денежных средств нашего населения – в рублях. Переводить их в валюту сейчас поздно, это ничего не даст. Цены зависят от платежеспособного спроса и предложения, а не от курса. Цены в рублях не могут резко подскочить или упасть, поэтому нет смысла переводить их в доллары. Или потом придется каждый день их понижать, иначе жилье просто никто не купит. Большинство объектов ориентировано на внутренний рынок.
Но есть случаи, когда, заключая сделку, стороны закладывают в банковскую ячейку валюту по курсу на момент закрытия сделки, чтобы застраховаться от колебаний курса во время регистрации, которая иногда занимает много времени. Но продавать по цене в долларах не многие хотят. Есть случаи, когда продавцы просто снимают квартиру с продажи, ожидая лучших времен, когда цены в рублях вновь поднимутся.
Потом, половина рынка жилой недвижимости зависит от ипотечных кредитов, которые выдаются всегда в рублях. Ставки на кредиты растут, но тут важно обращать внимание и на темпы инфляции. Было время, например, в 2000-е, когда ставки на кредиты были под 25%, но цены на недвижимость росли еще больше, и людям было выгоднее брать ипотечный кредит, чем копить на недвижимость.
Словом, поскольку на рынке все в рублях, падение рубля пока не столь ощутимо. Может быть, в Москве потребители смену курса ощущают сильнее, так как там многие получают зарплату в валюте и в валюте имеют сбережения. Это дает им возможность купить квартиру по значительно меньшей цене. Но на ситуацию в целом это не влияет.
В 2009 году некоторые строительные компании пытались переводить ценники в у.е., но никто тогда на это особого внимания не обратил, потому что реклама и весь тарифный рынок оставались в рублях. Так что все эти у.е. пересчитывали в рубли и сравнивали с ценами других компаний.
Кто-то и сейчас придерживается мнения, что мы все разом перейдем на валюту, но поезд уже ушел, я не вижу в этом практического смысла.
Прогнозы
«Если нефть к концу года будет стоить 78 долларов за баррель, курс доллара будет 47-48 рублей. Если нефть будет 85, курс доллара будет 42,5 рубля», – такой прогноз сделал старший аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин, напомнив, что снижение курса рубля компенсирует бюджету падение цен на нефть.
«В условиях экономики, зависимой от импорта, курсы доллара и евро повышаются, когда население начинает скупать валюту, опасаясь подъема цен. Если внешние рынки для нас закрыты, если экономика зависима от импорта, то как только валютный курс меняется, продавцы повышают цены на товары, а покупатель бежит обменивать рубли на валюту – вся эта совокупность факторов является результатом нашей экономической политики», – считает президент Ассоциации банков России Гарегин Тосунян.
«Масштаб ослабления рубля явно несет риски для финансовой стабильности», – говорит аналитик «ВТБ Капитала» Максим Коровин и не исключает, что Банк России начнет проводить валютные интервенции, чтобы переломить тренд. «В противном случае ослабление рубля будет продолжаться, пока сохраняется повышенный спрос на иностранную валюту со стороны населения».
Управляющий директор компании «Финам менеджмент» Николай Солабута говорит, что скачок курсов доллара и евро связан с необходимостью выплачивать кредиты, взятые крупными российскими компаниями. Так как из-за санкций взять средства за рубежом не получается, они изыскивают возможность купить валюту внутри страны. Этот процесс, отмечает Солабута, не может контролировать Центробанк, которому в случае вмешательства может не хватить золотовалютного резерва. Солабута не исключает, что курс доллара к марту достигнет 200 рублей.