В приоткрывшемся Военно-морском музее новая проблема, которая может стать предметом разбирательства на срочном заседании Совета музеев России. В здании Крюковых казарм неожиданно проявилась повышенная влажность, и на стенах появился грибок, который угрожает экспонатам. Эксперты из Этнографического музея называют ситуацию очень опасной, реставраторы, приспосабливавшие старое здание казарм под музей, говорят о неправильной его эксплуатации представителями Минобороны, но новый директор Военно-морского музея заверил «Фонтанку», что беспокоиться не о чем.
Информацию о проблемах в Военно-морском музее подтвердил «Фонтанке» директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.
«Да, ваша информация соответствует действительности. Главный хранитель Военно-морского музея обратилась совсем недавно к нам. Они просят изыскать какие-то площади — надо спасать фотоколлекцию. Потому что там выступила вода на стенах, влажность очень высокая. Стены все вспотели. Я прошу немедленно собрать по этому вопросу президиум Союза музеев Российской Федерации, буду обращаться к Михаилу Пиотровскому по этому поводу», - рассказал Владимир Грусман.
В качестве одного из решений проблемы директор РЭМ предлагает срочно использовать для хранения не затронутые влагой площади. «Я участвовал там в работе комиссии Минобороны, на которую пригласили двух штатских - меня и директора Исаакиевского собора Николая Бурова.
Мы заседали в зале для коллегий - огромный зал со знаменами, который также мог бы быть, по крайней мере, временно использован как хранилище. Есть огромные пространства внизу - зона вестибюля и гардероба. Пока у них нулевая посещаемость, вполне можно было бы оборудовать под фотоколлекцию. А я это прекрасно знаю - хуже влажности для фотокартона ничего не бывает. Нужно срочно делать какие-то шаги», - предлагает Владимир Грусман.
Директор ГМЗ «Исаакиевский собор» Николай Буров, который работал в музее в составе комиссии, о новых проблемах пока не в курсе, но о влажности в Крюковых казармах также знает:
«Я заметил такое досадное обстоятельство, как внутреннее запотевание тех стеклянных перекрытий, которые образуют центральный атриум. То есть даже в хорошую погоду там почему-то внутри образовывалась влага. И на мой вопрос, как это себя ведет, сказали, что там очевидно надо что-то дорабатывать, потому что во время отопительного, сложного сезона, когда пойдет снег, разница температур будет критической, этот процесс усилится. А так как он происходит непосредственно над экспозициями, естественно, это может угрожать самому главному — музейным предметам».
«Там очень много хорошего, но и очень много проблем. Нужны какие-то титанические усилия для того, чтобы музей заработал в полную силу. Мы собирались там в конце мая — начале июня по приглашению Антона Николаевича Губанкова, возглавляющего Управление культуры Минобороны. Конечно, переезд музея с таким содержанием - это хуже потопа, пожара и так далее. Полностью меняется концепция музея, его топонимика, возможности», - объяснил Николай Буров.
«Совет музеев — это не технологический орган. Поднять проблему... думаю, что это произойдет, а как ее решать — это уже вопрос к специалистам. Я думаю, что голова насчет решения проблемы болит, потому что зима не за горами. Начался отопительный сезон, возможно, произойдет обратный процесс, я не строитель, не хочу размышлять самодеятельно на профессиональные темы. Затея-то была самая лучшая, сделать музей с естественным дневным светом, использовать внутренний двор как дополнительное отапливаемое помещение. По-настоящему, у нас атриумы можно по пальцам пересчитать», - говорит он.
В компании «Интарсия», занимавшейся реконструкцией Крюковых казарм, также подтвердили «Фонтанке», что знакомы с ситуацией. Однако отметили, что передали здание музею больше трех лет назад — именно три года и был установлен на него гарантийный срок. И пока музей переезжал, этот срок вышел. Проблемы же реставраторы объясняют исключительно неправильной его эксплуатацией музейщиками. «Грибок и влажность - это обычная проблема для всех старых зданий в историческом центре. Однако с ними можно бороться, если поддерживать температурно-влажностный режим. В музее были все технические возможности для этого, однако они не использовались. Режим не поддерживался. Что уж говорить, если до сих пор у Военно-морского музея, по нашей информации, нет постоянного договора с теплоэнергетиками на отопление», - отметили в компании.
Однако новое руководства музея уверено в незначительности проблемы. Назначенный накануне новый директор ЦВММ Руслан Нехай рассказал «Фонтанке», что после вступления в должность его поставили в известность о существующей проблеме.
«Я обошел здание музея, действительно, грибок есть, но речь идет не о целых помещениях, а об отдельных участках на стенах. Это даже грибком сложно назвать, скорее, протечка, которая зацвела», - сообщил он нашему изданию. По словам Нехая, грибок образовался по двум причинам: из-за возраста Крюковых казарм и климатических условий Петербурга. «В настоящее время «Интарсия» ведет работы по устранению этой проблемы, компания обратилась за консультацией к специалистам Этнографического музея. До конца октября вопрос с грибком будет решен», - пообещал музейщик, подчеркнув, что беспокоиться не о чем, и угрозы для экспонатов не существует.
Кстати, помощь специалистов РЭМ, действительно, может пригодиться коллегам из Военно-морского музея. Как известно, весной и осенью в Этнографическом, во время наводнений, поднимаются грунтовые воды, и вода в подвалах музея иногда доходит до нижних полок с экспонатами. Это одна из причин, по которой руководство Этнографического музея настаивает на строительстве нового фондохранилища. Но зато именно в Этнографическом музее разработали совместно с биохимиками антисептический препарат для борьбы с плесенью и грибком — сейчас на него получен патент. Главных хранителей РЭМ привлекают во все комиссии Министерства культуры. В музее шутят, что специалистами по гидроизоляции там являются даже доктора исторических наук.