Идея инвестора возвести новые жилые дома на проспекте Мориса Тореза жителям Выборгского района категорически не понравилась. По планам инвестора под застройку должны пойти пустующие площади бывшего велотрека и ДК «Светлана», которые сейчас находятся в аварийном состоянии. Кроме недостроенного ДК и разрушенного велотрека под строительство попадает и будущий памятник природы.
Общественные слушания по проекту планировки и межевания квартала, ограниченного проспектом Мориса Тореза, Дрезденской и Манчестерской улицами и проспектом Энгельса, продлились больше двух часов и собрали 400 человек. Все выступления были на удивление единодушны — планируемое строительство необходимо запретить. Недовольство общественности поддержал и побывавший на слушаниях представитель спорткомитета, заявивший, что лишать город единственного места для профессиональных занятий велоспортом нельзя.
Заказчиком проекта планировки выступает «Стройкорпорация «Элис», и представители этой компании держались на удивление спокойно и все протесты воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Они привычно пообещали, что без спорта квартал не оставят — предусмотрено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 5 тысяч метров, в который войдут бассейн и спа-зона (плакат с эскизом проекта этого здания можно увидеть рядом с останками велотрека). Предусматривает концепция застройки и появление в квартале некой школы шоссейного велоспорта «Буревестник» площадью 2000 квадратных метров (иными словами — прямоугольника шириной 10 метров и длиной 200). Каким образом велосипедисты смогут тренироваться на таком пятачке, инвестор не пояснил. Зато добавил, что эти объекты появятся во вторую очередь — после того, как будут построены и проданы жилые дома.
«Может быть, мы бы и поверили этим словам, - прокомментировал «Фонтанке» координатор инициативной группы защитников велотрека Сергей Алексеев. - Но территория находится в собственности у «Строительного треста», а на счету у этой компании уже числится один застроенный стадион, на Кондратьевском проспекте. Они точно так же построили жилые дома на бывшем «Красном выборжце», взамен пообещали построить спортивный комплекс в соседнем квартале. В итоге — дома уже проданы и заселены. А комплекса люди ждут до сих пор».
Должны появиться в квартале и детские садики — встроенные (то есть без прогулочных площадок), на 75 и 50 мест. Площадь этих детских учреждений поражает воображение — для одного из них (семейного) выделено целых 300 квадратных метров, для второго (дошкольное образовательное учреждение) - целых 1200 «квадратов». Правда, в дальнейшем по проекту планировки, подготовленному ЛенНИИПроектом, на территории надо построить еще три детских учреждения — два на 110 мест и одно на 190. Вопрос, хватит ли этих учреждений для того, чтобы покрыть нужды квартала, остается открытым, зато очевидно другое — ждать их придется очень долго. Как выяснили местные жители, пока бюджет Петербурга строительства «социалки» в этом квартале не предусматривает.
Вызывают интерес и еще два обстоятельства. Как следует из заключения комитета по охране памятников, в границах квартала находятся выявленные объекты культурного наследия — жилой дом 1930-х годов постройки (архитекторы Симонов, Абросимов, Хряков) и комплекс зданий товарищества «Матвей Башкиров» (здание чайной и здание конторы и магазина, оба 1903 года постройки). Историко-культурная экспертиза объектов не проводилась, их статус еще не определен, однако проект планировки согласован: под этим документом стоит подпись замглавы КГИОП Алексея Разумова.
Согласовал инвестор свой проект и в комитете по природопользованию. Начальник управления госрегулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды Иван Серебрицкий, согласовавший проект, сообщил, что «в границах проектирования расположена планируемая к организации на 2015 год особо охраняемая природная территория «Родниковые озера на проспекте Мориса Тореза», но «в настоящее время ее статус, географическое положение и режим не утверждены».
«Это не совсем так, - уточнил уже по окончании слушаний директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. - Границы этой территории существуют, режим прописан, они перечислены в приложении к Генплану. Но правительство не желает резервировать эти земли и поэтому ссылается на то, что приложение к Генплану — не юридический документ». «Это - лишнее доказательство тому, что правительство не желает выполнять взятые на себя обязательства», - мрачно добавил эколог.
Сейчас жители квартала намерены бороться против планирующейся стройки. Под обращением к губернатору с просьбой остановить проект собрано, по словам активистов, уже больше пяти тысяч подписей.
Напомним, под застройку идет один из самых знаменитых городских спортивных объектов — легендарный велотрек, построенный еще в 50-х годах. С середины девяностых его стали использовать в зимнее время как каток. Жители квартала заверяют, что велотрек действовал до 2007 года — там тренировались дети. По их словам, во времена последнего директора спортивного комплекса, Сергея Сухорученкова, на велотреке регулярно тренировалось не меньше 300 детей. Кроме того, до сих пор целы три теннисных корта, которые можно привести в порядок с минимальными усилиями. Стоит отметить и то, что пятно зелени рядом с бывшим спортсооружением считается зелеными насаждениями общего пользования и входит в список ЗНОП как «сквер у велотрека».
История, как уже писала «Фонтанка», началась в 2007 году, когда велотрек внезапно перешел в собственность ООО «Вильгельм». Новый хозяин немедленно приступил к сносу спортивного сооружения. Жители заволновались, а прежние хозяева попытались вернуть себе свою собственность. Из материалов Арбитражного суда Санкт-Петербурга следует, что предыдущий владелец спортивного сооружения — Федерация профсоюзов - пробовал его отсудить, но безуспешно. Оказалось, что те постройки, которые были заявлены в иске, никогда не числились объектами недвижимости, а считались вспомогательными помещениями. Да и находились они к тому же в аварийном состоянии. Поэтому ООО «Вильгельм» их попросту снесло и что-либо возвращать профсоюзам вовсе не обязано.
Председатель ВСО профсоюзов Леонид Шиянов уверял: на месте велотрека будет построен… новый велотрек. «Велотрек на проспекте Мориса Тореза был аварийным объектом. Фактически там нельзя было кататься – плиты уже «гуляли» и были на разном уровне. Идея его реконструкции возникла 3 года назад, в итоге мы вышли на вариант с инвестиционным объектом. «Вильгельм» построит на его месте спортивный комплекс – бассейн, новый велотрек, мастерские для ремонта велосипедов, каток, административные помещения и помещения для работы с детьми. За это он получает право «повесить» сверху на все эти спортивные сооружения необходимые ему офисные помещения», - рассказал нам Леонид Шиянов.
Правда, эти объяснения явно противоречат распоряжению комитета по строительству от 1 февраля 2007 года. В соответствии с этим документом ООО «Стройкорпорация «Элис» (заказчик) получило право подготовить проект планировки и межевания территории, ограниченной проспектом Энгельса, проспектом Мориса Тореза и улицей Рашетова. А заодно ООО «Элис» получило разрешение изменить назначение участка — с деловой зоны на жилую. Распоряжение КГА о разработке проекта планировки выдано заказчику 18 декабря 2008 года. Летом 2008 года Виктор Колесников, пытавшийся сопротивляться стройке, был освобожден от должности главы района. А в апреле 2009-го эскиз застройки был согласован районным архитектором З. Е.Федоренко.
Сейчас территория находится в собственности у «Строительного треста». Заказчиком проекта планировки выступает «Стройкорпорация «Элис».
Справка
Велотрек на проспекте Мориса Тореза был построен по постановлению Исполкома Сталинского районного совета депутатов от 7 июня 1951 года. Строительство было завершено в 1954 году, после его окончания стадион был принят на баланс ЛОС ДСО «Буревестник».
Он долгое время считался одним из лучших стадионов для подготовки велогонщиков в стране. В 60 - 70-х годах на нем тренировались будущие олимпийские чемпионы Галина Царева и Сергей Москвин. Но в 1987 году было создано единое ВДФСО профсоюзов, а все небольшие профсоюзные спортивные общества упразднили. И при новых хозяевах велотрек начал приходить в упадок, к середине 90-х его состояние уже оценивалось как аварийное.