Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 11 марта 2014 10:35      296

Росреестр перейдет на спецобслуживание

Уже с 11 марта петербургские застройщики и банки смогут предоставлять документы на регистрацию недвижимости в удаленном режиме. А в скором времени для профессиональных участников рынка в управлении Росреестра должны открыться и специальные окна, позволяющие представителям компаний не стоять в очередях с «простыми гражданами».

Руководители банковской, строительной и риелторской ассоциаций жалуются на очереди в управление Росреестра по Санкт-Петербургу, плодящие бизнес посредников. Причиной конфликта стало приостановление так называемого выездного обслуживания – деятельности филиала Федеральной кадастровой палаты, через который профессиональные участники рынка могли в приоритетном порядке предоставлять документы на регистрацию объектов недвижимости (порой – сотни пакетов при сдаче многоквартирного дома).

Руководство управления Росреестра отрицает претензии бизнес-сообщества. Ведь через выездное обслуживание в Северной столице подавалось меньше 5 процентов общего объема документов. Работа пунктов кадастровой палаты действительно была приостановлена, но по решению самой федеральной службы и только на две недели – время, необходимое для обработки скопившихся материалов. «Со следующей недели прием будет возобновлен», – заявил заместитель руководителя управления Росреестра Сергей Никитин.

Альтернативные каналы

Застройщикам, банкам и риелторам чиновники предлагают пользоваться услугами 37 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), которые принимают документы на регистрацию недвижимости как от простых граждан, так и компаний. «Я не понимаю конфликта, ведь в МФЦ можно всё сделать бесплатно и без очередей», – говорит Сергей Никитин.

Сами застройщики и банки говорят о логичных неудобствах работы через многофункциональные центры. Во-первых, это увеличивает сроки оформления на четыре рабочих дня. Во-вторых, большинство МФЦ работает по территориальному принципу – каждый закреплен за конкретным районом. Тогда как тому же банку порой требуется зарегистрировать несколько договоров ипотеки на квартиры, расположенные в разных концах города. Но главная претензия – от одного представителя в порядке очереди МФЦ принимает только один-два пакета документов. Таким образом, профессиональные участники вынуждены посылать десятки представителей.

В ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Фонтанке» пояснили, что ограничения были введены как раз с целью ликвидации «серого» рынка услуг в сфере недвижимости. «Когда мы только запустили услугу, то сразу пошли потоком агенты, сдающие десятки документов. Человек сидит у окна чуть ли не целый день», – говорит руководитель пресс-службы учреждения Виталий Симонов.

По словам Сергея Никитина, в ближайшее время Росреестром планируется полный отказ от приема документов в собственных офисах и передача приема всего объема документов в МФЦ. Однако может быть сделано и исключение – еще в прошлом году само петербургское управление предложило создать специальные отдельные окна для профессиональных участников рынка, на долю которых приходится около 20 процентов всего объема регистрационных действий. Такой проект был отправлен в Москву, но пока не получил одобрения.

В то же время чиновники отмечают, что купивший квартиру в строящемся доме гражданин вправе сам зарегистрировать право собственности, а приносящие десятки и сотни пакетов застройщики и риелторы действуют от имени клиентов, беря с них дополнительную плату (в среднем 30 – 35 тысяч рублей). Кроме того, сдать документы можно и через Единый центр документов – плата за услуги для застройщиков сопоставима с той, которую взимал Росреестр за выездное обслуживание – порядка 3 тысяч за пакет. Учитывая, что только Ассоциация банков Северо-Запада (АБСЗ) вложила в инфраструктуру полмиллиона рублей, альтернатива вполне приемлемая. Пояснить причины, по которым те же банки не хотят пользоваться пусть коммерческим, но вполне выгодным способом сдачи документов, в АБСЗ пока не смогли.

Контрольные сроки

По мнению бизнес-сообществ, 80 процентов сделок регистрируются cо значительными задержками и приводят к огромным убыткам для участников рынка и потребителей. Крупные строительные холдинги из-за срыва сроков регистрации договоров «долевки» вынуждены замораживать крупные суммы. Нередко задержки приводят к тому, что выданное банком одобрение на ипотечный кредит истекает, и заемщику приходится начинать всё сначала. «Значительная часть сделок – это цепочки. Когда в результате проблем с регистрацией цепочка разваливается, мы вынуждены принимать на себя недовольство клиентов», – жалуется президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Юрий Загоровский. Кроме того, по словам вице-президента НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, управление Росреестра идет на циничную фальсификацию документов, указывая в них не реальные, а близкие к нормативным даты.

Сергей Никитин оценивает задержки в два-четыре дня, причем наблюдаются они только в нескольких районах (в частности, в Красносельском и Пушкинском). Он не отрицает, что регистратор ставит нормативную дату, но потом документы поступают к специалистам на ввод, и на этом этапе возникает задержка. Однако реальная дата также фиксируется, в том числе при передаче материалов в многофункциональные центры. «Реестры МФЦ не позволяют нам лукавить с датами», – поясняет помощник руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир Рожков.

Также в ведомстве не отрицают, что пока реальные сроки прохождения документов нельзя отследить через сайт, но исключительно из-за технических проблем. Решить их Сергей Никитин обещает в ближайшие два-три месяца. Также он предлагает профессиональным участникам рынка, активно высказывающим претензии чиновникам, не создавать проблемы. В частности, из-за сдвигов сроков строительства необходимо регистрировать дополнительные соглашения о продлении договоров долевого участия. Только от одного из застройщиков, название которого Сергей Никитин указать отказался, в ближайшие дни ожидается поступление пяти тысяч таких соглашений.

«Решение проблемы соблюдения сроков подготовки документов – задача номер один для управления. Причина – сложная кадровая ситуация в управлении и большой объем поступающих документов. В течение 2014 года уже удалось снизить задолженность в несколько раз», – утверждают в Росреестре.

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

Источник: "Фонтанка.ру"