Под Петербургом должен появиться экоград, созданный по рекомендациям финского Центра технических разработок VTT. Когда произойдет это событие, неизвестно, но комитет по энергетике уже одобрил предварительные разработки и пообещал авторам идеи всяческое содействие. Но для того, чтобы экологический рай стал петербургским кварталом, необходимы сущие пустяки – привести отечественные нормативы и сознание участников рынка в соответствие с западными аналогами.
Проект нового города-спутника, разработанный специалистами VTT, задуман с размахом. На 300 гектарах земли неподалеку от Стрельны появятся новые жилые кварталы – все дома в них будут не выше 5-6 этажей. Ближе к заливу построят и экологический коттеджный поселок. Принципы экологии коснутся не только строительства, но и эксплуатации будущих кварталов.
Сейчас проект находится в стадии разработки, сообщил на проходившей в Хельсинки встрече с российскими журналистами специалист VTT Йорм Пиетиляйнен. Конкретные инвесторы под него еще не найдены. Земля, на которой планируется строительство, пока находится в собственности Санкт-Петербурга. Но оптимизма финны не теряют. «Крупные проекты всегда долго готовятся и прорабатываются, на их подготовку уходят годы. Но зато на выходе получается действительно красивое решение», - заявили в VTT корреспонденту «Фонтанки».
По планам финнов, будущий город-спутник должен быть построен с использованием энергосберегающих технологий. Для того чтобы покрыть потребности территории в отоплении, в пилотном проекте предложено использовать тепловые насосы, работающие на морской воде. По расчетам, здания с низким энергопотреблением потребуют 2345 МВтч/год (контур – 67 километров), пассивные здания – 1675 МВтч/год (контур 48 километров). На крышах предполагается установить солнечные панели, среднегодовая выработка которых составит 1872 МВтч/год (около 50 % всех потребностей территории), и 48 малых ветровых турбин (обеспечат 10 % потребностей территории – 403,2 МВтч/год). Недостающую электроэнергию, замечают авторы проекта, можно получать от местных электросетей.
Намерены авторы проекта ввести и дополнительные меры по сохранению окружающей среды. Так, в новом городе должна в обязательном порядке быть введена модель экологического обращения с отходами – раздельный сбор мусора и сортировка его, вторичное использование отходов. Запретят жителям и пользоваться личным автотранспортом – на въезде в экоград будут созданы перехватывающие парковки.
Инвестиционные затраты, безусловно, повысятся, но финны полагают, что удорожание будет незначительным – не более чем на 10 %. Зато коэффициент энергоэффективности района на 30 % выше, чем при стандартных решениях, отмечают разработчики. Реализовать проект можно, по мнению специалистов VTT, на условиях частно-государственного партнерства, и схемы взаимодействия с администрацией города сейчас прорабатываются. Правда, авторы проекта указывают обязательную составляющую – прозрачность процессов закупок и предложений.
Пока идея остается на бумаге. «Да, мы разработали этот проект, но реализовать его в России мы пока не можем, - пояснили специалисты этой компании, проводившие переговоры с администрацией Петербурга. – Для такого строительства необходимы очень серьезные финансовые вложения, поэтому никто из наших застройщиков, действующих на территории вашей страны, не в состоянии справиться с задачей».
Тем не менее, как подчеркивают в VTT, финские компании понемногу пытаются внедрять в Петербурге принципы экологического строительства – в новых кварталах компании YIT будет больше зелени, чем это предусмотрено российскими нормативами, жилой дом NCC строится по принятым сейчас международным «зеленым» стандартам. «Вести экологическое строительство так, как этого требуют стандарты, не получается, поэтому застройщики обычно реализуют один-два параметра», - замечают в VTT.
В целом же Россия и экологическое строительство, по мнению финской стороны, практически не совмещаются. «Понимаете, VTT занимается разработками – мы можем придумать много всего красивого и хорошего. Мы передаем наши ноу-хау тому же YIT, но, когда компания начинает строить в России, она сталкивается с российским менталитетом, - объяснил собеседник «Фонтанки». – Российские менеджеры приглашают как можно более дешевых подрядчиков – попросту говоря, гастарбайтеров. А они строят не так, как требуется по технологиям, а так, как они умеют. В итоге получается то, что получается».
Впрочем, надежду финны не теряют. «У нас экологическое строительство тоже было внедрено не сразу. Но сейчас оно уже идет, - замечают в VTT. – Строится целый район в Хельсинки, полностью соответствующий экологическим стандартам. Когда-нибудь пойдет оно и у вас, но пока, чтобы реализовывать подобные проекты, наверное, надо поменять Финляндию и Россию».
Как ни странно, российские чиновники вполне солидарны с последним высказыванием финских специалистов. «Мы не можем сейчас ввести европейский подход к разработке нормативов в строительстве, - заявила на круглом столе, посвященном обсуждению изменений в «Положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» и попыткам гармонизировать наши нормы с еврокодами, директор департамента проектно-изыскательских работ ГУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» Людмила Кондратьева. – Либеральные европейские нормы предполагают высокую степень личной ответственности проектировщика и заказчика. На Западе исполнители знают – если будет допущена какая-то ошибка, и жители понесут ущерб, то авторы будут платить за свою ошибку столько, сколько живут. Пока мы не можем этого добиться, мы будем только ужесточать требования и контроль. Другого выхода нет».
Справка
Центр технических исследований Финляндии VTT является крупнейшей в Северной Европе организацией, занимающейся прикладными исследованиями. Он предоставляет разнообразные технические и научно-исследовательские услуги своим клиентам как в Финляндии, так и в других странах мира. В число клиентов VTT входят как частные компании, так и государственные структуры.