Вагоностроительный завод будет развивать свою территорию на Московском проспекте. Направление будущего развития пока неизвестно, однако будущий партнер, холдинг «ЛенСпецСМУ», который пока определен ориентировочно, наводит на недвусмысленные догадки. Впрочем, вагоны в Петербурге строить не перестанут — предприятие переедет на вторую площадку, на Чугунной улице. Историко-культурная экспертиза территории на Московском была представлена 6 октября на Совете по сохранению культурного наследия.
Территория завода «Вагонмаш» не подходит для дальнейшего развития предприятия. Поэтому, сообщил журналистам председатель совета директоров «Вагонмаша» Андрей Кабанов, завод переедет на Чугунную улицу, на площадку дочерней компании - «ПТМЗ».
«И там мы сможем делать и новые вагоны, - с удовольствием добавил он. - В центре города расширять такое производство, как наше — дело немыслимое». Освободившуюся территорию, площадью чуть больше 13 гектаров, «Вагонмаш» намеревается развивать совместно с «ЛенСпецСМУ». На каких условиях будет выстроено это партнерство, пока неизвестно.
По всей видимости, на месте бывшего завода все же появится жилье. Во всяком случае, в 2010 году холдинг «ЛенСпецСМУ» заявлял о намерении построить на Московском проспекте около 200 тысяч квадратных метров жилой недвижимости. Объем инвестиций в проект застройки оценивался в 400 миллионов долларов. Срок реализации проекта был рассчитан на 5-7 лет.
Проект был приторможен, но Андрей Кабанов 6 октября не отрицал возможности его «размораживания». Правда, он еще раз подчеркнул, что пока не может говорить ни о сроках переезда предприятия, ни об этапах освоения территории на Московском. «Мы пока еще не выяснили, что нужно делать, - добавил он. - В 2009 году мы заказали историко-культурную экспертизу, чтобы понимать ситуацию с нашей территорией. Теперь, исходя из результатов, будем решать, что мы сможем сделать».
Экспертизу выполнило ООО «Арс», заказчиком выступил владелец территории «Вагонмаш». К сохранению рекомендовали ровно две постройки — слесарно-сборочную мастерскую и заводоуправление, еще одно здание — малярная мастерская — уже в любом случае числится в списке памятников регионального значения. По оценке Маргариты Штиглиц, крупнейшего эксперта в области промышленной архитектуры, экспертиза является торжеством здравого смысла. «Всегда возникает вопрос меры сохранения, - заметила она. - Но в этом случае проявлен очень разумный подход: три шедевра оставлено, а вся второстепенная застройка отодвинута». Штиглиц порекомендовала согласиться с выводами авторов.
Но члены Совета проявили въедливость. Зампредседателя Всероссийского общества охраны памятников и истории и культуры (ВООПИК) Александр Кононов потребовал, чтобы показали и то, что к сохранению не рекомендовано. Просьбу выполнили, и тут же выяснилось, что рекомендовано сохранить все-таки не все, что можно. «А вот у этого здания очень интересный торец, - восхищенно произнес член Совета, бывший зам.главы КГИОП Борис Кириков. - Может быть, его тоже оставить, чтобы при освоении территории включить в будущую застройку «как изюминку»?» Идея понравилось — из зала потребовали сохранить еще и кусок ограды, большая часть которой была построена в послевоенное время.
«Речь, по сути, должна идти о регенерации, - вдохновился председатель петербургского отделения Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Сергей Горбатенко. - И застройщик в процессе хозяйственного освоения мог бы восстановить все перестроенные и разрушенные здания». «Я не знаю, кто оплачивает экспертизу, и знать не хочу! - добавил он (сидевшие в зале представители «Вагонмаша» при этих словах слегка вздрогнули). - Но я бы попросил записать эту рекомендацию». Идею подхватил Александр Кононов, предложивший разработать для застройщика перечень рекомендаций для будущего развития участка.
Радикальные полет мысли экспертов сыграл роль холодного душа — сопредседатель Совета Михаил Мильчик напомнил о том, что еще неизвестно, что с этой территорией намерен делать застройщик, рекомендации к исполнению не обязательны, а сам проект застройки все равно будет согласовываться с КГИОП. И предложил все же утвердить результаты экспертизы, что и приняли единогласно.
После заседания Андрей Кабанов, геройски выслушавший все выступления, пояснил, что в том, что экспертиза была проведена качественно, у него не было никаких сомнений. « Я не очень понимаю, зачем нужно было устраивать это обсуждение, - добавил он. - Но, видимо, нужно — в зале были сплошь уважаемые люди, которые хотели высказать свои замечания». На вопрос, как он относится к идее оставить «изюминки», Кабанов скептически усмехнулся и заверил, что «законы нарушать ни в коем случае не будет».
Справка:
Комплекс построек Товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (Московский проспект, 115) был построен в 1897-1913 годах по проекту инженера Н.А.Архангельского, гражданских инженеров В.В.Корвина-Круковского и Г.Х.Розовского. Распоряжением КГИОП от 20.02.2001 года включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Производство в Петербурге началось с 1897 года. До этого — с 1840 годов — на Московском проспекте находились небольшие мастерские по производству экипажей.
ЗАО "Вагонмаш" является одним из старейших вагоностроительных предприятий России. Завод специализируется на производстве вагонов для метрополитена и железнодорожных магистральных пассажирских вагонов локомотивной тяги. В 2009 году руководство предприятия объявило о намерениях ввести в эксплуатацию новое вагонное производство стоимостью 3 млрд рублей.
Новый производственный комплекс будет расположен на мощностях АО "Петербургский трамвайно-механический завод", основным акционером которого является "Вагонмаш", на площади 6 гектар. Производство будет рассчитано на ежегодный выпуск 100 вагонов для метрополитена при односменной работе, или 160 вагонов при двухсменном режиме. Выпускать на нем собираются новую модель вагонов для метрополитена, разработанную совместно со шведской Skoda Transportation.