В арбитражном суде Петербурга готовится к рассмотрению иск Министерства иностранных дел Великобритании к администрации Центрального района. Поданные королевы Елизаветы II требуют признать законной перепланировку, которой они подвергли свои четыре квартиры в центре города. Чиновники готовы биться до конца, утверждая, что британцы пренебрегли российским законодательством и должны поплатиться запретом на продажу апартаментов.
Министр иностранных дел по делам Содружества Великобритании Уильям Хейг подал иск в арбитражный суд Петербурга к администрации Центрального района. Дело касается четырех квартир, которыми владеет британское консульство. В свое время апартаменты подвергли переобустройству, но не узаконили в ПИБ. Теперь же иностранцы требуют от администрации признать перепланировку законной, а сами апартаменты сохранить в том виде, в котором они пребывают сегодня. Это позволит иностранному государству при дальнейшей продаже имущества сэкономить средства, потраченные на ремонт.
Районные власти с такой постановкой вопроса не согласны, открывая оппонентам глаза на действующее в России законодательство. Напомним, что перед началом каких-либо действий по изменению конфигурации имеющейся недвижимости, собственник должен подать документы в межведомственную комиссию, которая есть в каждом районе. «И если указанные изменения не нарушают строительные нормы, то комиссия должна спокойно разрешить перестраивать квартиру», - пояснил «Фонтанке» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Горлов.
В администрации Центрального района нашему изданию заявили, что никаких обращений о перепланировке от МИД Великобритании к ним не поступало. Впервые об этой проблеме чиновники узнали весной 2013 года, когда британцы обратились с просьбой признать их перепланировку законной. Из документов, предоставленных консульством в администрацию, известно, что перемены связаны «с изменением площадей, перепроектированием комнат и установкой электроплит». Это позволяет сделать вывод, что консульство могло подкорректировать площадь кухни или поменяла ее местоположение.
Однако сказать наверняка, что именно изменилось в апартаментах, нельзя. Дело в том, что 24 и 27 мая, когда чиновники попытались ознакомиться с тем, как выглядит сегодня квартира, они встретили сопротивление. Британское консульство не пустило администрацию дальше порога служебного жилья. «Но администрация, конечно, не согласна с перепланировкой», - заметила пресс-секретарь Центрального района Елена Титова.
Ни в Генеральном консульстве, ни в Посольстве Великобритании комментировать иск «Фонтанке» не стали. Как пояснили в дипмиссиях, у них нет практики обсуждения юридических дел с журналистами. Согласились на общение с прессой только непосредственно в министерстве. «Мы обратились в суд, чтобы исправить дефекты технической документации. Это необходимо для того, чтобы мы могли продать имущество со временем», - был туманен и холоден пресс-секретарь королевского МИДа Нил Халберт.
Впрочем, независимо от исхода судебной тяжбы, консульство все равно может выставить свои апартаменты на продажу. Как пояснил ведущий юрист-консульт ЗАО «Балтийская жемчужина» Тимофей Титаренко, главное, чтобы в процессе сноса стен, смены комнат или обустройства дополнительных кухонь, не менялась общая площадь. Если внешние стены квартиры остались на месте, продать ее возможно. Просто проектно-изыскательское бюро может поставить штамп в паспорте недвижимости об имеющихся изменениях.
Впрочем, отмечает начальник отдела проектирования ГУП ГУИОН Татьяна Чиж, «рыночная стоимость объекта в этой ситуации, возможно, будет занижена». «Дисконт обычно равен рыночной стоимости изготовления и согласования проекта перепланировки», - поясняет Чиж.
При этом, говоря о перспективах судебного разбирательства по поводу планировки, Титаренко отметил, что в рамках суда может быть назначена экспертиза, которая подтвердит или не подтвердит, что после масштабного ремонта были нарушены строительные нормы. Если все нормы были соблюдены, то суд, скорее всего, вынесет решение в пользу собственника.
На данный момент иск оставлен без движения. Судью арбитражного суда не устроило качество представляемых документов. Дело в том, что по британскому законодательству иски от министерства можно подавать только от имени действующего руководителя. Для ведения дела в российском суде он должен передать доверенность специальному уполномоченному лицу. Однако, справка, выписанная российскому юристу в Лондоне, о том, что ее предъявитель — законный представитель интересов Великобритании, не устроила российский суд. Теперь у МИДа есть время до 23 августа, чтобы внести коррективы в документацию.