Сегодняшний печальный уровень подготовки градостроительных проектов заставил всерьез задуматься о качестве обучения студентов архитектурных специальностей. И для того, чтобы обучить начинающих архитекторов азам комплексного мышления, специалисты ЗАО «Петербургский НИПИГрад» предложили провести научно-практическую конференцию по планированию развития городских территорий. Для тренировки был выбран один из самых проблемных участков Петербурга — площадь Восстания.
«Это — один из самых трудноразрешимых участков, я помню ее со своих студенческих времен, уже тогда не знали, что делать с этой территорией», - объяснил корреспонденту «Квадрата» один из участников конференции Павел Никонов, директор бюро межевания городских территорий ЗАО «Петербургский НИПИГрад». По его словам, в этом районе, «в сложный узел, который никак не развязать» переплелось множество транспортных, коммерческих и социальных проблем.
Транспортная тема была на конференции ключевой. Александр Ледяев, первый проректор Петербургского университета путей сообщения, в своем выступлении в день открытия конференции вспомнил о многих попытках разрешить проблемы перекрестка Невского и Лиговского проспектов с помощью реконструкции площади Восстания. Как один из примеров он привел проект 1978 года — под площадью планировалось создать трехэтажное подземное пространство. По первому этажу должна была проходить трамвайная линия (и размещаться остановка общественного транспорта), на втором уровне находилась подземная железная дорога, связывающая Московский и Финляндский вокзалы, а на третьем — новая станция метрополитена.
Ледяев высказал предположение, что как бы ни опасались многие эксперты, но осваивать подземное пространство в этом районе рано или поздно все равно придется. Напомнил он и о том, что различные проекты по освоению «подземелья» выдвигались и в более поздние годы — от простого подземного проезда автомобилей под площадью до строительства торгового центра. Впрочем, коммерческой недвижимости под площадью, скорее всего, не появится: «Мы больше не будем согласовывать проекты, в которых не учтена транспортная составляющая», - пообещал главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев.
Идея проведения конференции вдохновила главного архитектора настолько, что он даже пообещал провести конкурс среди молодых архитекторов и студентов на лучший проект реконструкции площади Восстания. «Может быть, именно таким способом нам удастся разбудить и подтолкнуть нашу архитектурную мысль», - предположил он.
Впрочем, представленные на конференции студенческие проекты, скорее, разочаровывали. «Они все сводятся к простой идее — снести как можно больше и построить свое, - поделился своим мнением на условиях анонимности один из организаторов мероприятия, - но тут же добавил, что такие работы — лишнее доказательство необходимости обучать архитекторов азам градостроительства.
Во время самой конференции были созданы четыре рабочие группы, в состав которых вошли вместе со студентами и профессиональные архитекторы, социологи, психологи и специалисты по транспорту. Они должны были подготовить свои варианты концепции развития территории — с учетом всех прозвучавших выступлений.
В итоге получилось три варианта реконструкции площади. По одному из них (предложен группой под руководством директора центра общественных экспертиз ЭКОМ Александра Карпова) площади Московского вокзала должны быть сокращены, а транспортный узел — перенесен в Обухово. На свободном месте можно создать зеленую зону, а зимой — еще и заливать открытый каток.
Группа под руководством Александра Михайлова, профессора Иркутского государственного технического университета, предложила использовать воздушное пространство. Для этого, по мнению авторов, надо просто надстроить над железнодорожными путями три этажа. Тогда на первом уровне останутся платформы с поездами, а на втором разместятся зоны для пассажиров, торговые и офисные помещения. Третий уровень можно озеленить и создать здесь рекреационную зону.
Третья группа. В состав которой вошел Михаил Кондиайн, предложила развивать подземное пространство и создать там — на разных уровнях — пешеходные зоны, парковки и транспортный тоннель вдоль Лиговского проспекта.
Однако ни одно из предложенных решений так и не смогло полностью решить все обозначенные на конференции проблемы
Кира Обухова
«Это — один из самых трудноразрешимых участков, я помню ее со своих студенческих времен, уже тогда не знали, что делать с этой территорией», - объяснил корреспонденту «Квадрата» один из участников конференции Павел Никонов, директор бюро межевания городских территорий ЗАО «Петербургский НИПИГрад». По его словам, в этом районе, «в сложный узел, который никак не развязать» переплелось множество транспортных, коммерческих и социальных проблем.
Транспортная тема была на конференции ключевой. Александр Ледяев, первый проректор Петербургского университета путей сообщения, в своем выступлении в день открытия конференции вспомнил о многих попытках разрешить проблемы перекрестка Невского и Лиговского проспектов с помощью реконструкции площади Восстания. Как один из примеров он привел проект 1978 года — под площадью планировалось создать трехэтажное подземное пространство. По первому этажу должна была проходить трамвайная линия (и размещаться остановка общественного транспорта), на втором уровне находилась подземная железная дорога, связывающая Московский и Финляндский вокзалы, а на третьем — новая станция метрополитена.
Ледяев высказал предположение, что как бы ни опасались многие эксперты, но осваивать подземное пространство в этом районе рано или поздно все равно придется. Напомнил он и о том, что различные проекты по освоению «подземелья» выдвигались и в более поздние годы — от простого подземного проезда автомобилей под площадью до строительства торгового центра. Впрочем, коммерческой недвижимости под площадью, скорее всего, не появится: «Мы больше не будем согласовывать проекты, в которых не учтена транспортная составляющая», - пообещал главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев.
Идея проведения конференции вдохновила главного архитектора настолько, что он даже пообещал провести конкурс среди молодых архитекторов и студентов на лучший проект реконструкции площади Восстания. «Может быть, именно таким способом нам удастся разбудить и подтолкнуть нашу архитектурную мысль», - предположил он.
Впрочем, представленные на конференции студенческие проекты, скорее, разочаровывали. «Они все сводятся к простой идее — снести как можно больше и построить свое, - поделился своим мнением на условиях анонимности один из организаторов мероприятия, - но тут же добавил, что такие работы — лишнее доказательство необходимости обучать архитекторов азам градостроительства.
Во время самой конференции были созданы четыре рабочие группы, в состав которых вошли вместе со студентами и профессиональные архитекторы, социологи, психологи и специалисты по транспорту. Они должны были подготовить свои варианты концепции развития территории — с учетом всех прозвучавших выступлений.
В итоге получилось три варианта реконструкции площади. По одному из них (предложен группой под руководством директора центра общественных экспертиз ЭКОМ Александра Карпова) площади Московского вокзала должны быть сокращены, а транспортный узел — перенесен в Обухово. На свободном месте можно создать зеленую зону, а зимой — еще и заливать открытый каток.
Группа под руководством Александра Михайлова, профессора Иркутского государственного технического университета, предложила использовать воздушное пространство. Для этого, по мнению авторов, надо просто надстроить над железнодорожными путями три этажа. Тогда на первом уровне останутся платформы с поездами, а на втором разместятся зоны для пассажиров, торговые и офисные помещения. Третий уровень можно озеленить и создать здесь рекреационную зону.
Третья группа. В состав которой вошел Михаил Кондиайн, предложила развивать подземное пространство и создать там — на разных уровнях — пешеходные зоны, парковки и транспортный тоннель вдоль Лиговского проспекта.
Однако ни одно из предложенных решений так и не смогло полностью решить все обозначенные на конференции проблемы
Кира Обухова
Источник: "Квадрат.ру"