Территорию под объекты потребительского рынка будут предоставлять на торгах, адресный перечень разместят в Интернете, а участники смогут сами заявлять о местах, на которых захотят расположить павильоны. После периода упорной зачистки ларечников, петербургские власти возвращаются к теме: поправки к новому закону о мелкорозничной торговле обсуждали в пятницу, 2 октября, в ЗакСе.
Документ призван заменить ныне действующий закон о мелкорозничной торговле в Петербурге. В новом законопроекте объекты потребительского рынка обозначаются как временные некапитальные одноэтажные объекты без фундамента. И, по сути, инициатива призвана вновь развить ларечный бизнес, который несколько лет подряд подвергался серьезным репрессиям городских властей. Новацией будет то, что перечень территорий теперь будет утверждаться не районными властями, а правительством города. Хотя местные власти и будут предлагать список адресов.
Еще в 2004 году Валентина Матвиенко заявляла, что в культурной столице не "должно быть никакой лоточной торговли" и пора вообще уходить от практики "ларьковой торговли в Петербурге". "В свое время их появление было оправдано необходимостью пополнить городской бюджет, но сегодня в этом уже нет надобности", - заявляла губернатор. На многочисленные протесты ларечников она реагировала холодно, а в прошлом году заявила: митингующие «малые предприниматели» - это не малый бизнес. «Мы осознанно шли на этот шаг (ликвидацию ларьков, — прим. ред.), понимая, что будет недовольство. Малый бизнес – это не ларечники и не рыночники. Не те, кто митингует и ездит в Москву, а те, кто занимается делом. Если думаете, что буду поддаваться давлению, бесполезно», - заявила глава города.
Прошло пять лет инициирования крупных торговых точек и сворачивания малых и, видимо, политика поменялась. Посещая рынок на станции метро «Звездная» в сентябре текущего года, губернатор уже сказала: за прошедшие годы в Петербурге в 2 раза выросло количество торговых площадей, и сейчас акцент город делает на магазины шаговой доступности и малые точки, а не на гипермаркеты. В подтверждение политики поддержки «малой торговли» она заверила, что около станции метро «Звездная» гипермаркетов строить не будут, там сохранится рынок, хотя он и будет реорганизован.
Не исключено, что возвращение к массовой ларечной торговле связано с кризисным периодом. А с экономическим подъемом она снова окажется не нужна. Специалисты заверяют в обратном. «Мы боролись не с ларьками, а с их размещением около метро, антисанитарными условиями и убогим видом. А также с торговлей сомнительной продукцией», - отметил представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский.
Заместитель председателя КУГИ Кирилл Федоров после заседания комитета по законодательству заявил «Фонтанке»: «Ларьки в Петербурге нужны. Не около метро и не на остановках, а во внутридворовых территориях, в пешеходной доступности для граждан». Конечно, речь не идет о торговле спиртным и сигаретами — приоритет отдается товарам первой необходимости. Хотя, практика показывает, что владельцы торговых точек продают то, что им приносит как можно больше прибыли, а реализация пива и сигарет приносит 40 процентов всего дохода ларечного предпринимателя. Ситуация изменится только после того, как будут приняты поправки в федеральное законодательство и разграничение алкогольных напитков на те, что выше или ниже 15 градусов. И тогда вино, пиво и т.п. «слабые» напитки в ларьках продавать будет нельзя.
В ближайшее время уличная торговля еще пополнится продажей молока и хлеба «с колес». КЭРППиТ уже завершил формирование списка территорий, куда нельзя будет привозить эту продукцию, например, вблизи станций метрополитена.
Другое дело, что утверждаемый Смольным адресный перечень территорий позволит четко регламентировать торговлю и не допускать хаотично и произвольно работающих ларьков. А таких в городе много - только в одном Калининском районе насчитывается 61 незаконно действующая точка.
«Можно только порадоваться», - прокомментировал инициативу глава Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга Сергей Веснов. Впрочем, он к законопроекту отнесся скептически. То, что места под торговлю будут утверждать и выделять не районные администрации, а правительство города, по его мнению, уменьшит уровень коррупции. А то, что участки будут распределять на торгах, по его мнению, для малого бизнеса не выгодно: «Сети будут скупать участки скопом и отдельному предпринимателю будет не пробиться и не побороть конкуренцию». Веснов также сообщил, что из-за антиларечной кампании последних лет в Петербурге исчезло несколько тысяч «точек»: по одной-две почти на двух тысячах остановок, по 50 у каждой станции метрополитена (не считая объектов внутри вестибюлей). Кроме этого малый бизнес пострадал из-за ликвидации торговых павильонов.