Тема государственно-частного партнерства (ГЧП) приобрела небывалую актуальность. То ли в России закончились подготовленные для строительства территории, то ли кризис вынудил застройщиков экономить каждую копейку, но вопрос о том, какую часть финансирования строительных проектов должны обеспечивать власти, на форуме ProEstate обсуждали с небывалым энтузиазмом.
Традиционные предложения государству взять на себя финансирование строительства дорог, инженерной, а также социальной инфраструктуры звучали на всех конференциях, проходивших во второй день форума. Пожелания подкреплялись экономическими выкладками – от абстрактных рассуждений о том, что во время кризиса государству выгоднее всего вкладывать средства в строительство дорог, до конкретных цифр.
Так, по оценке экспертов, стоимость проекта «Петровский арсенал» увеличилась за счет необходимости создавать социальную и инженерную инфраструктуру на 35 миллионов рублей, а многофункционального комплекса на улице Хо Ши Мина – на 40 миллионов. «И все эти затраты будут учтены в стоимости квадратного метра и лягут в конечном итоге на плечи потребителей», - мрачно замечают представители девелоперского сообщества. По их мнению, при такой позиции государства стремление инвесторов любой ценой «выжать» из проекта максимум возможных доходов – единственно возможная линия поведения. «Стремление «взять» максимально возможную высоту - неизбежно. Повышение плотности застройки до самого последнего предела – вполне объяснимо. Девелоперов загоняют в такую ситуацию, в которой они просто не могут поступать иначе», - полагает Юрий Борисов (в прошлом глава Гильдии управляющих девелоперов Санкт-Петербурга).
Но если при строительстве небольших объектов расходы на инфраструктуру еще можно компенсировать с помощью различных ухищрений, то при попытках комплексного освоения территорий эта проблема оказывается почти неразрешимой. Срок реализации таких проектов – 20-30 лет, поэтому ни о какой быстрой окупаемости не может быть и речи. Объем затрат, необходимых для строительства дорог, объектов энергообеспечения, социальных учреждений тоже едва ли по силам даже самому успешному девелоперу. Но, по мнению Вениамина Голубицкого, президента «Ренова-Строй Групп», даже если государство возьмет на себя эти расходы полностью, оно все равно сможет окупить вложенные средства с помощью налогов.
Ждут от государства кроме финансовой помощи и решения юридических вопросов. «У нас очень сложно провести «сборку» земли в одну большую территорию, - жалуется Голубицкий. – В стране чрезвычайно запутаны земельные отношения, и объединить федеральные, муниципальные и частные территории почти нереально. До сих пор не решены вопросы перевода федеральных земель в собственность, и взять на себя труд разработать этот механизм должно государство». К тому же, замечает эксперт, проекты комплексного освоения – глобальны, а власти решают только локальные вопросы.
«Ситуация патовая, – возмущается Голубицкий. – Проект рассчитан на два-три десятилетия, а цикл деятельности чиновника – 4-5 лет, и он может действовать только в пределах этого времени». Локальность проявляется не только во времени, но и в пространстве – чтобы согласовать концепцию развития одной территории, надо обойти десяток министерств, замечают эксперты.
Петербургские власти энтузиазма вступать в партнерские отношения с частным бизнесом не проявляют. «Лишь крайняя нужда может направить одновременно и чиновников, и предпринимателей в лоно ГЧП», - мрачно пошутил председатель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Максим Соколов. Стоит заметить, что проекты комплексного освоения территорий вообще не пользовались популярностью в Смольном. Еще в ноябре 2008 года Александр Вахмистров, в то время курировавший строительный блок, назвал на встрече с журналистами эти намерения девелоперов преждевременными и предложил отложить их до послекризисных времен.
Однако, как выяснилось, переход от точечной застройки к комплексной уже неизбежен. Председатель комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский привел удручающие цифры – по данным Минрегионразвития, только 32% муниципальных образований в России обладают земельными участками, пригодным для освоения. «Говорят, что у нас в стране много земли, - заметил он. – Безусловно много, но вот пригодной для строительства – практически нет». По мнению Плескачевского, если вопрос подготовки земель для дальнейшего развития не будет решен в самое ближайшее время, то стройка попросту умрет.
«Справиться с этой проблемой можно только при помощи государства, - считает Светлана Макарова, директор по строительству ОАО «Компания Усть-Луга». По ее словам, в реализации проекта по строительству порта Усть-Луга и сопутствующего города на 35 тысяч жителей принимают участие самые разные государственные структуры: «Минтранс построил нам морские подходы к порту, РЖД взяла на себя строительство необходимых железнодорожных подъездов – начиная от Урала, администрация Ленинградской области – создание объектов инфраструктуры». По словам Макаровой, общий объем инвестиций в проект составляет 900 миллиардов рублей, из них на долю девелопера приходится только 470 миллиардов. «Без помощи государственных структур мы бы не смогли выполнить поставленную задачу», - признается она.
О необходимости прийти к партнерским отношениям с государством бизнес говорит уже несколько лет, и, похоже, что эти усилия, наконец, увенчались успехом. В частности, о том, что в закон «О концессионных соглашениях», по всей видимости, будут внесены изменения, заявил Максим Соколов. Готовят свои поправки к законодательству и предприниматели. Все предложения должны быть рассмотрены Госдумой в течение осени.
Пока же в Петербурге проекты комплексного освоения территорий поддерживают, но избирательно. Как сообщил председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко, Сбербанк намерен кредитовать строительство жилого района «Северная долина». Все остальные пока ждут.