В Петербурге снова заговорили об олимпийских амбициях. Когда олимпийский факел Сочи–2014 еще путешествовал по России, губернатор Полтавченко сделал заявление: «Я уверен, что недалек тот день, когда Петербург станет не промежуточным, а конечным пунктом эстафеты Олимпийского огня».
Уже по ходу Игр слово взял вице-премьер Дмитрий Козак: «В Петербурге есть необходимая для проведения Летних Олимпийских игр спортивная и туристическая инфраструктура. Инвестиционные затраты на осуществление подобного олимпийского проекта потребуют гораздо меньше средств, чем в Сочи».
Когда же сочинские Игры еще и завершились полным триумфом, стало ясно, что на волне успеха олимпийская тема получит свое продолжение. И действительно, Смольный отреагировал быстро. «В ближайшее время мы планируем начать консультации с Олимпийским комитетом России, поскольку именно он выдвигает от имени страны город-кандидат», – сообщил Георгий Полтавченко. И обещал поинтересоваться мнением горожан, как это принято в последнее время в городах, претендующих на право стать олимпийской столицей. Проводить такой референдум стоит именно сейчас, после успешных Игр в Сочи это идеальный момент. Все смотрели Игры, всем понравилось, всем хочется продолжения, хотя решающее слово будет, понятно, за Владимиром Путиным, который лучше всех остальных в курсе, чего стоило России проведение Олимпиады.
Президент РФ однажды уже участвовал в выдвижении Петербурга в олимпийские столицы. Сразу после окончания проходивших в нашем городе Игр доброй воли–1994 мэр Анатолий Собчак решил замахнуться на Олимпиаду, и в состав возглавляемого им комитета по выдвижению Петербурга кандидатом на проведение Летних Олимпийских игр 2004 года вошел и председатель Комитета по внешним связям, первый заместитель мэра Владимир Путин. Проведение Олимпиады было тогда для города реальным шансом одним рывком решить многие экономические проблемы, отчасти актуальные по сей день, да не получилось. Борис Ельцин к идее отнесся прохладно, Москва раскошеливаться по-крупному не захотела, так что удивить посещавших город эмиссаров МОК если и получилось, то только питанием во дворце княгини Долгорукой.
Если заявочный комитет, официально называвшийся Фонд «Санкт-Петербург–2004», квартировал на Большой Морской, то выставочной площадкой стал «Клуб–2004» на Литейном, 14, где черной икрой ложками кормили даже рядовых журналистов, что уж говорить про спортивных чиновников всех мастей.
Но все усилия заявочного комитета оказались напрасными – Петербург не попал в пятерку городов, ставших кандидатами на проведение Олимпийских игр 2004 года (в конце концов, они прошли в Афинах). Решающее слово тогда оказалось за человеком, которого после Сочи–2014 знают все, – Томас Бах, в то время рядовой сотрудник МОК, возглавлял оценочную комиссию, поставившую крест на олимпийских амбициях Петербурга двадцать лет назад. Зато теперь он возглавляет МОК, и первые для него в новой роли Игры пришлись как раз на Сочи. Дебют прошел на ура, и Россия вправе рассчитывать – по крайней мере, в ближайшее время – на любую фору от МОК. Да и тесный контакт между нынешними президентами МОК и РФ был уставлен не в этом феврале – в ложе стадиона «Фишт» на открытии сочинской Олимпиады, а два десятка лет назад – на Литейном. Причем на родном для немца языке.
Так что Смольному остается только дождаться соответствующей отмашки из Москвы, а пока изучать и формировать общественное мнение. Удивительно, правда, что в плане олимпийских перспектив Петербурга упоминаются 2024-й и 2028-й годы. Второй вариант не проходит ни при каких условиях просто потому, что Европа получит свои следующие после Лондона Игры в 2024-м. В 2016-м олимпийцев соберут в Рио-де-Жанейро, в 2020-м – в Токио. Значит, дальше очередь европейского города, а две Олимпиады подряд одному континенту давать не принято. Так что следующий раз олимпийцев запустят в Старый Свет в лучшем случае в 2032-м, а скорее – в 2036-м.
Удивительно, но если по части инфраструктуры Петербург сделал заметный шаг вперед (и сделает, судя по всему, еще один в канун футбольного ЧМ–2018), то в плане спортивных объектов со времен прошлой попытки ввязаться в олимпийскую историю, то есть практически за 20 лет, у нас появилось мало чего соответствующего строгим олимпийским требованиям. Разве что Ледовый дворец в состоянии принять какой-нибудь из игровых видов. «Нас не стоит ассоциировать только с хоккеем, – говорит генеральный директор Сергей Изотов. – Мы проводили чемпионат мира по гандболу, так что баскетбол или волейбол тоже в наших силах. И через десять лет будем в состоянии, потому что мы постоянно модернизируемся».
Олимпийский велотрек на Крестовском острове несмотря на свое название для Олимпиады не годится. Само велополотно, может быть, и соответствует мировым стандартам, но со зрительскими местами беда (их мало), хотя оптимисты уверяют, что при желании трибуны можно нарастить. Навряд ли такой номер пройдет в недавно открытом буквально напротив баскетбольном дворце, его семи тысяч мест будет явно недостаточно для матчей с участием звезд НБА, которые приезжают на Олимпийские игры.
Та же беда с двумя новыми бассейнами. И центр водных видов спорта «Невская волна» в Веселом поселке, и Центр плавания на Хлопина (2500 и 1500 мест соответственно) сгодятся в условиях Олимпиады разве что для тренировок. Олимпийские соревнования по водным видам спорта (плавание, прыжки с трамплина, водное поло) обычно проходят под открытым небом и не в одной, как говорят спортсмены, ванне. На последней Летней Олимпиаде в Лондоне вместимость Центра водных видов спорта составляла 17 500 мест – по размаху и интересу к ним соревнования в бассейне уступают в олимпийской программе только легкой атлетике, для которой сейчас в Петербурге нет даже условий для тренировок, не говоря уже о проведении соревнований. Для Олимпийских игр необходим стадион, как минимум на 75 000 зрителей, и тот, что строится уже несколько лет на Крестовском острове, не годится, потому как это будет футбольная арена.
Еще необходим теннисный стадион с несколькими кортами, гребной канал, стрелковый центр, конный манеж, поле для игры в хоккей на траве и современный яхт-клуб. Также где-то надо соревноваться мастерам всевозможных единоборств, гимнастам, бадминтонистам и прочим. Летняя Олимпиада – это не Зимние Сочи–2014 с 15 видами спорта, здесь их 32, и участников вместе с судьями, официальными лицами и организаторами вдвое-втрое больше.
В Лондоне, например, под спортивные нужды перестроили выставочный зал «ExCel» общей площадью 100 000 кв. м, где параллельно можно было проводить соревнования сразу в четырех дисциплинах: боксеры, дзюдоисты, борцы и тхеквондисты делили площадки с представителями фехтования, настольного тенниса и тяжелой атлетики. У нас для этого, в теории, может подойти комплекс «Ленэкспо». Соревнования по стрельбе в Лондоне проходили в исторических казармах королевской артиллерии. Петербургу, опять-таки в теории, можно будет вернуть историческое предназначение Зимнему стадиону, где сейчас квартирует СДЮШОР по легкой атлетике, а до 1917 года был манеж для верховой езды.
Остальные петербургские спортивные объекты еще советской постройки использовать в 2024 году будет, видимо, проблематично, хотя директор СКК Николай Скляренко такой возможности не исключает: «Проект хоть и 1980 года, но он очень хороший, надо только кое-что модернизировать. Фехтование, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, бокс – это наши виды, а вместимость до 20 тысяч мы гарантируем». Территория вокруг СКК по генеральному плану вообще задумывалась как спортивная зона, но ни один из обсуждавшихся грандиозных проектов (а речь заходила даже об искусственном горнолыжном комплексе и санно-бобслейной трассе) не был принят, а начатое было строительство легкоатлетического комплекса на проспекте Гагарина заморожено из-за отсутствия средств. Зато рядом с СКК один за другим появляются торговые центры. Тем не менее Скляренко уверен, что одна из тренировочных баз для участников будущего футбольного ЧМ–2018 здесь появиться все-таки может. А там уже и до 2024 года рукой подать, и отличное место для создания одного из олимпийских кластеров – и аэропорт под боком, и до центра города 15 минут на метро.
Если продолжать мечтать дальше, то еще один кластер, безусловно, должен быть на Крестовском и соседних островах – по крайней мере соревнования по триатлону, где участникам надо в течение одного дня пробежать кросс, проплыть в открытой воде и проехать на велосипеде, здесь получатся более зрелищными, чем в Лондоне, а там триатлетам отдали Гайд-парк.
Но не будем спешить, тем более что помимо сторонников олимпийской идеи у нее обязательно появятся и противники. Были они и 20 лет назад, писали письма в МОК и лично Собчаку, а «Фонд–2004» разрабатывал в ответ «меры, направленные на нейтрализацию возможного негативного эффекта деятельности так называемого Антиолимпийского комитета».
Сергей Лопатенок
Объекты Олимпийских игр–2012 в Лондоне
Олимпийский стадион – легкая атлетика, церемонии открытия и закрытия. Вместимость: 80 000 мест.
Центр водных видов спорта – плавание, прыжки в воду, водное поло. Вместимость: 17 500 мест для плавания и прыжков в воду. 5000 – для водного поло.
Лондонский велопарк – велотрек и BMX. Вместимость: 12 000 мест.
Центр хоккея на траве. Вместимость: 20 000 мест.
Баскетбольный зал. Вместимость: 12 000 мест.
Гандбольная арена – гандбол, современное пятиборье. Вместимость: 7000 мест.
Выставочный зал «ExCel» – бокс, фехтование, дзюдо, настольный теннис, тхеквондо, тяжелая атлетика и борьба. Вместимость залов: от 6000 до 10 000 мест.
Зал 1 Северного Гринвича – спортивная гимнастика, прыжки на батуте, баскетбол. Вместимость: 20 000 мест.
Зал 2 Северного Гринвича – бадминтон, гимнастика художественная. Вместимость: 6000 мест.
Гринвичский парк – конный спорт, современное пятиборье. Вместимость: 23 000 мест.
Казармы королевской артиллерии – стрельба. Вместимость: 7500 мест.
Стадион «Уэмбли» – футбол. Вместимость: 90 000 мест.
Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета – теннис. Вместимость: 30 000 мест.
Лордс крикет граунд – стрельба из лука. Вместимость: 6500 мест.
Риджентс-парк – велошоссе. Вместимость: 3000 мест.
Площадь конной гвардии – пляжный волейбол. Вместимость: 15 000 мест.
Гайд-парк – триатлон, плавание на открытой воде. Вместимость: 3000 мест.
Выставочный зал «Эрлс корт» – волейбол. Вместимость: 15 000 мест.
Центр гребного слалома Броксбурна – гребной слалом. Вместимость: 12 000 мест.
Гребной канал «Итон Дорни» – академическая гребля и гребля на байдарках и каноэ. Вместимость: 20 000 мест.
Национальная академия парусного спорта Уэймута и Портленда – парусный спорт.
Загородный парк Хадли – маунтин-байк.