Проекты портов в Ломоносове обретают реальные черты – во всяком случае, один из них. Общественное обсуждение временного регламента застройки территории, на которой будет расположен порт «Бронка», уже состоялось. Строительство, несмотря на все протесты экологов, должно начаться в 2009 году. Правда, 1 декабря власти пообещали проинформировать население о возможных последствиях появления грузового порта для окружающей среды. Заказчиком слушаний выступает Комитет по транспортно- транзитной политике СПб.
Тихий городок на побережье Финского залива намереваются превратить в крупный логистический узел. Чаяния инвесторов поддерживают и власти Петербурга, которые много раз заявляли, что только создание в Ораниенбауме перегрузочных терминалов может «дать толчок развития городу», а также разгрузить Большой порт. На фоне громких проектов как-то совсем затерялась былая идея объявить город Ораниенбаум «заповедником культурного наследия», забылось и намерение создать в этой части побережья Финского залива особо охраняемую природную территорию.
Концепция развития территории прибрежной зоны города Ломоносова была разработана еще в 2003 году после заявления бывшего губернатора Владимира Яковлева о том, что вся территория вокруг Ораниенбаума должна стать промышленной зоной. К середине 2005 года — уже при новом губернаторе - выделились приоритетные проекты: новый порт «Янтарь», военная гавань «Балтимор», ПТК «Бронка» и скоростная автомобильная дорога. На сегодняшний день найдены компании, желающие построить порты.
А что это вы тут делаете?
Порт «Бронка» намеревается возвести серьезный инвестор — компания «Феникс», входящая в структуру ФСБ. По проекту предполагается, что площадь территории будущего порта составит 167,18 га. Грузооборот будущего терминала — 1,45 тыс. TEU в год, паромных грузов — 240 тыс.тонн в год, легковых автомобилей — 20 тысяч в год. Общая численность работающих в порту будет составлять 2,4 тысячи человек, работать они будут в три смены.
Эти сведения любой желающий мог почерпнуть из документации, обнародованной перед общественными слушаниями временного регламента застройки территории (ВРЗ). И это фактически единственное, что мог понять обычный человек. Все остальное – зонирование территории, паутина будущих скоростных дорог и иные условности – подвластны только специалисту, либо человеку, поднаторевшему в градостроительной документации. Таковых (кроме представителей районных властей и заказчика строительства – Комитета по транспортно-транзитной политике) на слушаниях было крайне мало. Остальные, мало понимая, что вообще происходит, ориентировались на «уважаемых» людей. Одни ловили слова почетного ветерана Базарнова (часть публики составляли местные активисты из ветеранского совета). Другие во все глаза наблюдали за главой муниципального совета Ломоносова Александром Мишуткиным. Третьи прислушивались к депутату Евдокимову и главе местной общественной организации «Город Ораниенбаум» Владимиру Журавлеву. Двое последних как раз выступали в роли «поднаторевших» в вопросе и вносили хоть какие-то предложения.
В коротком докладе представитель КТТП доложил, что временным регламентом застройки предлагается разделить выделенную территорию на зоны: производственную и складскую (где предусмотрено хранение продуктов 4,5 класса вредности), зону городских скоростных дорог, зону общественно-деловой застройки, зону железнодорожного транспорта и зону объектов водного транспорта. Далее желающим предложили высказаться.
Первым делом возник вопрос – а что будет с жителями поселка Ольгин канал, прилегающего к зоне застройки? В нем уже наблюдается «раздвоение личностей». Одни пугают друг друга принудительным переездом: владельцам домов, мол, некие люди предлагают срочно продать свою недвижимость, «а то уже 1 декабря здесь все будут сносить». Другие — выступают за развитие города и на все готовы. На слушаниях общественник Журавлев процитировал письмо теперь уже экс-председателя КГА Александра Викторова: Ольгин канал не входит в зону проектирования порта. Глава отдела строительства райадминистрации сообщил, что сейчас «зона интересов ООО «Феникс» не затрагивает интересы поселка. «В случае необходимости (использования территории поселка – ред.) вопросы будут решаться с собственниками в законном порядке», - заверил Попов.
После того, как провалилась попытка защитить «ольгинцев» (часть которых из зала выказывала явное нежелание быть защищенными), Владимир Журавлев заикнулся было о даче Грейга и вековых дубах, которые нужно бы сохранить для потомков. И внес предложение «вернуться к Генплану» - и если уж строить что-то, то не выше 12 метров, чтобы 30-метровые бочки с нефтью не закрывали ту самую знаменитую дачу. Бумаги от него приняли с явной неохотой, напомнив, что обсуждается не то, ЧТО будет строиться, а лишь временный регламент застройки.
Те, кто понимал это, например, ветеран Базарнов, (или кому это заранее объяснили?) настаивали: порту быть! Городу нужно развиваться, открывать новые рабочие места, привлекать туристов. Те, кто понимал, что, принятие ВРЗ отрезает все пути к отступлению (что кулаками махать, когда «процесс пошел»), надеялись вразумить остальных, доказывая, что превращать побережье Ломоносова в портовую зону – смерти подобно. Депутат Евдокимов беспокоился о здоровье горожан. Владимир Журавлев – об историческом наследии и экологии.
Под конец глава МО Мишуткин пообещал познакомить народ с исследованием на тему «как повлияет строительство порта на экологию», а ветеран Базарнов сказал, что если бы Петр Первый трясся за каждый дубок, то не было бы никакого Петербурга. На том слушания и завершились. Компания «Феникс», в принципе, может начинать работать. А жители Ломоносова печалиться о том, что они проиграли еще одну битву за город.
Ничего удивительного в том, что присутствующие на слушаниях не смогли понять, что происходит, нет. По закону о публичных слушаниях стенды с картами и материалами должны выставляться для всеобщего обозрения хотя бы на две недели. Материалы по проекту планировки и межевания территории порта Бронка не было, по словам жителей Ораниенбаума, нигде – ни в администрации, ни в ГДК города Ломоносова до 24 ноября. К слушаниям, которые будут проходить 1 декабря, экспозицию организовали только 25 ноября - в нарушение закона о публичных слушаниях стенды будут экспонироваться только 6 дней.
По сведениям Владимира Журавлева, для строительства первой очереди порта более 10, 5 миллиардов рублей ХК «Форум» (куда входит ООО «Феникс») планирует получить из федерального бюджета (вся стоимость этого этапа составляет 36,5 млрд рублей). «Эта сумма, возможно, и является главной причиной строительства никому не нужного порта Бронка», - предполагает Журавлев.
Порты убьют побережье
Экологическая экспертиза, которую так рекламировал глава МО Александр Мишуткин, должна вызвать живой интерес «рамбовчан». Особенно тех, кто знает, что еще в 2005 году Институт проблем предпринимательства по заказу КЭРПИиТ провел исследование влияния будущего строительства на акваторию Финского залива.
Вывод экспертов обескураживает. «Если к существующей нагрузке на Финский залив добавить еще два порта («Бронка» - не единственное детище инвесторов и КТТП- ред.), то акватория этого попросту не выдержит», - считают они. Наиболее сильное негативное влияние на окружающую среду окажет, как полагают исследователи, появление порта «Бронка». Реализация этого проекта, которая будет проходить «с нарушением всех норм градостроительной деятельности», приведет к тому, что будет нарушен исторический ландшафт уникальной Петергофской дороги на участке Ораниенбаум – Бронка, с сочетанием бывших усадебных парков на уступе литориновой террасы («Госпитальная дача», дача Грейга, «Нагорное», «Дубки», «Отрада») и полуоткрытого побережья Финского залива (включая поселок Ольгин Канал). Реализация этого проекта, по мнению экспертов, - нарушение положения 15 Хельсинкской Конвенции о защите природной среды Балтийского моря и его побережья (1992 г.) о мерах по сохранению природных комплексов и биологического разнообразия прибрежных территорий.
По завершении строительства терминала на побережье Финского залива вблизи Ломоносова исчезнут, как предсказывает экспертиза, многие виды рыб и некоторые млекопитающие — например, садовая соня и белка-летяга. Уничтожение мест для отдыха птиц вызовет массовую гибель воробьиных и изменение путей миграции птичьих стай. Правда, рептилии и амфибии (кроме лягушек) почти не пострадают. Последствия для экологии окажутся, по прогнозам экспертов, необратимыми.
«Еще в 2003 году, когда Владимир Яковлев заявил, что берег около Ломоносова должен стать промышленный территорией, все, кто представляет себе, что такое Финский залив, пришли в ужас, - рассказывает Ольга Сенова, эколог, член международной коалиции «Чистая Балтика». - И все-таки эта идея реализована».
Активисты, конечно, на грани отчаяния, но рук не опускают. Представители движения «Город Ораниенбаум» намерены обратиться в прокуратуру с заявлением обо всех выявленных нарушениях. Собираются бить тревогу и экологи. «Мы обязательно будем писать, - обещает Сенова. - Мы обратимся в Минприроду, в международные организации. Нельзя допустить, чтоб эти проекты были реализованы в их нынешнем виде — они попросту убьют залив».
Вход есть, выхода - нет
Между тем, в Военной гавани Ломоносова с сентября 2007 года уже начато строительство универсального портового комплекса «Балтимор». Пока перевалка грузов осуществляется на двух причалах. Но планы по освоению территории – грандиозные.
На въезде в город, рядом с железной дорогой и дорогой к парому обосновался другой инвестор – раньше он звался АО «Янтарь», теперь превратился в ЗАО "Ломоносовский грузовой терминал". Прошлой зимой и весной велся активный намыв территории – машины с песком ходили одна за другой. Летом работы замерли, песчаный участок облюбовали горожане – в отсутствие других подходов к Финскому заливу они превратили намыв в городской пляж. На общественных слушаниях по Бронке в частном разговоре представитель КТТП пояснил корреспонденту «Фонтанки», что, в общем-то, это была имитация бурной деятельности – ради продления разрешения на строительство. Оно заканчивалось в мае. Сейчас проект можно считать чуть ли не замороженным, так как возводить портовые мощности без дороги, по которой будут идти грузы – безумие. Существующая трасса из Ломоносова в Петербург нагрузки не выдержит, пробиваться по бетонке в сторону Гатчины тоже нет смысла. Нужна дорога, выходящая на КАД. И инвестор, который возьмется за ее строительство. Пока же от «Янтаря» горожане получили оседающий намыв (вода потихоньку отвоевывает свое) и жуткую вонь, при попутном ветре накрывающую городок. Дело в том, что в этом месте сбрасываются канализационные стоки. «Урезанный» почти вдвое заливчик с нечистотами стал вдвойне мерзко пахнуть.
Как рассказали «Фонтанке» активисты движения город «Ораниенбаум», 17 ноября состоялись некие закрытые слушания, на которых жителей познакомили с возможным решением логистической проблемы. По представленному плану «скоростная автомагистраль непрерывного движения» должна пройти от залива на юг, вглубь территории. При этом под угрозой оказываются памятники архитектуры, находящиеся под охраной КГИОП. Среди них - здание первой городской электростанции (1909 г) и дом Рубакина (1914 г.) - памятник деревянного модерна. Рядом с храмом Архангела Михаила (1913 г), последним собором, выстроенным к 300-летию дома Романовых в неорусском стиле, планируется трехуровневая дорожная развязка, верхняя часть которой будет подниматься на 2/3 высоты колокольни. Далее магистраль пройдет вдоль русла реки Карости и по границе музея-заповедника, а также пересечет исторический центр города, где еще частично сохранилась застройка девятнадцатого и начала двадцатого веков.
Для связи нового терминала с уже существующим «Несте» на берегу Меншиковского канала планируется проложить соединяющую дорогу по берегу залива, при этом частично засыпать Меншиковский канал, организовав перемычку, либо возвести мост. По мнению активно противящихся строительству местных жителей, все это превратит вид на залив и Кронштадт в контейнерную свалку. Кроме того, панорама Кронштадта в створе Сидоровского канала относится к числу охраняемых, и какое-либо строительство на этой территории запрещено.
В обращении, поданном в Комиссию по землепользованию, представители общественной организации «Город Ораниенбаум» просили убрать неизвестно как появившуюся без слушаний и проектов - зону скоростных магистралей ТУ с акватории залива и санитарную зону дороги ТР5-1 с существующей зоны Р2 (городской набережной зоны), планируемую КГА без участия граждан Ораниенбаума. В проекте ПЗЗ эта магистраль проходит по федеральной охранной зоне охраняемого ландшафта акватории Финского залива, принадлежащей Российской Федерации, а не Санкт-Петербургу. Однако эта поправка не была принята, хотя зона скоростной дороги проходит и по водоохранной территории, что недопустимо ни по каким законам.
«Я могу объяснить всю градостроительную путаницу только тем, что для наших властей Ломоносов находится где-то на краю света, - развел руками директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. - Никто из петербургских чиновников, видимо, там ни разу не был». По словам Карпова, жители Ораниенбаума указывали на несостыковки еще в 2005 году, во время обсуждения Генплана, но их не услышали. Таким же результатом завершилась и попытка привести в соответствие действующим законам и ПЗЗ.
Если предложенный вариант дороги (или какой-то близкий к нему) будет реализован, жители Ораниенбаума-Ломоносова могут забыть не только о своем покое и безопасности (перевозиться будут в том числе и опасные грузы), но и о туристах. От которых ждут вливаний в городскую экономику. Колокольня единственного уцелевшего в городе собора, выглядывающая из-за дорожной развязки, это даже не экзотика, это кощунство. Впрочем, построили же при советской власти на месте храмового кладбища городской рынок…При нынешней – построят и порты.