Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 октября 2013 23:53      243

Этнографический музей зовут в сад

В ближайшее время с докладом перед Градостроительным советом выступит министерство культуры. Федеральные чиновники предложат архитекторами решить проблему нехватки площадей для хранения фондов Российского этнографического музея.

Расширить музей можно за счет строительства в Михайловском саду еще одного корпуса по нереализованному проекту архитектора здания Этнографического музея Василия Свиньина, считают в Минкультуры. Членам совета придется не только выбрать между новым строительством в центре и завершением исторического проекта, но и решить технический вопрос — из-за скудности сохранившейся документации исторический корпус может превратиться в новодел.

Министерство культуры России вновь вернулось к идее строительства депозитария, многоцелевого центра коллекций, для двух музеев Петербурга — Этнографического и Русского. Им обоим критически не хватает площадей для хранения экспонатов. В четверг, 26 сентября, глава министерства Владимир Мединский обратился с просьбой согласовать проект к вице-губернатору Петербурга Василию Кичеджи. С 2009 года, когда эти планы обсуждались на коллегии Минкульта, ведомство окончательно определилось с местом размещения фондохранилища. Министр предложил  возвести его фактически в Михайловском саду, достроив по первоначальному проекту Василия Свиньина еще один корпус музея. Загвоздка в том, что планы такого строительства у архитектора, действительно, были. Но вот исторических документов для воплощения его идей сохранилось крайне мало.

Этнографический - 2

Российский этнографический музей, каким мы его знаем, - воплощение лишь половины проекта архитектора Василия Свиньина. Согласно его планам, парадный розовый зал памяти Александра III, в который посетители попадают с порога, пройдя через аванзал, должен был завершаться вовсе не глухой стеной, а аркой, выводящей гостей в сад. Еще один корпус этнографического отдела должен был дублировать существующий со стороны Михайловского сад и обеспечивать круговой обход выставок, а также фондохранилища и кабинеты.

 



«Фактически в начале XX века не была достроена половина музея. Такой же по площади корпус, как уже существующий, с более скромным фасадом должен был быть обращен в сад», - рассказывает историк архитектуры Валерий Исаченко. Площадь выставочных помещений и фондохранилища существующего здания составляет — около 13,8 тыс. кв. м.

 



По словам Валерия Исаченко, идея достроить музей по проекту Василия Свиньина существовала еще в 1990-х годах. В 1995 году году историк архитектуры занимался сбором исторических материалов для Этнографического музея с рекомендациями по восстановлению корпуса. «В подготовленной справке была развертка фасадов по Инженерной улице», - вспоминает Валерий Исаченко. Но сохранились ли общие планы и фасады не построенного корпуса, эксперт ответить затруднился.

 



Дело в том, что современным исследователям творчества Василия Свиньина приходится руководствоваться только опубликованными материалами. Тяжело переживая то, что проект по строительству музея так и не был полностью воплощен, и то, что при новой советской власти ему не нашлось места в профессии, как «императорскому» архитектору, Василий Свиньин уничтожил собственный архив.

Правда, существуют и словесные описания проекта. Их составила внучка архитектора Ариадна Полухина-Свиньина:

- От основного корпуса в глубь участка отходят три флигеля, которые замыкаются корпусом со стороны Михайловского сада. Его планировка повторяет планировку главного корпуса со стороны Инженерной улицы. Пространственное решение интерьеров здания просматривается сразу при входе в него, и в этом смысле оно уникально. Из парадного Аванзала через полукружие обширной арки виднеется Памятный зал императора Александра III, выполненный из розовых мраморов. По периметру его окаймляют обходные галереи, отделяющиеся колоннадой ионического ордера. Симметричные лестницы, ведущие на галереи, украшены сидящими на постаментах грифонами из золоченой бронзы. Галереи с двух сторон приводят к порталу во фронтальной стене зала, который широкой лестницей соединен с другим залом, ориентированным в сад. Цоколь под колоннадой прорезан фризом, бронзовый барельеф которого изображает жизнь народов России. Капители и базы колонн, розетты в кессонах и тяги выполнены из патинированной бронзы.

Возможно ли достоверно осуществить планы Василия Свиньина по сохранившимся документам, экспертам оценить сложно. «В любом случае, это должна быть очень деликатная стилизация, с нейтральными фасадами», - говорит Валерий Исаченко.

Михайловский на очереди

Кроме технического вопроса, есть и еще один острый момент — вопрос этики. И вот он-то, скорее всего, разведет экспертов по разным углам по двум враждующим лагерям. Можно ли воплощать то, что не свершилось исторически? Валерий Исаченко, как и глава русского музея Владимир Гусев, считают, что можно. Впрочем, многие специалисты с этим мнением не согласны. «Достраивать корпус спустя более 100 лет — сомнительный ход. Это не отвечает методикам сохранения объектов культурного наследия», - говорит Александр Кононов, зам главы петербургского отделения ВООПИиК.

«Этот проект изуродовал композицию Росси, это вандализм начала XX века, который искажает классический вид Санкт-Петербурга. И такой же громоздкий корпус со стороны Михайловского сада нанесет ущерб этому участку города», - более категоричен историк архитектуры Владимир Лисовский. Кроме того, прецедент нарушения существующих охранных норм федеральными органами может повлечь за собой последующее новое строительство в самых «табуированных» уголках центра, считают эксперты. «Идея министерства культуры не кажется продуманной», - согласен и историк архитектуры Борис Кириков. Хотя считает, что проект надо рассмотреть более предметно.

Василия Свиньина все-таки найдет поддержку среди экспертного сообщества города, вместо проблемы нехватки пространств для хранения музейных экспонатов, появится проблема нехватки места для создания и хранения декораций Михайловского театра. На территории будущего строительства находится пристроенный позднее временный декорационный цех, который, очевидно, придется снести. И где министерство культуры решит построить новую мастерскую, станет очередной интригой.