За период кризиса падение продаж на загородном рынке составило 43-68%.
В настоящее время текущие темпы продаж в коттеджных посёлках составляют 0,4-2,4 домовладения в месяц в зависимости от класса. Для сравнения, в 2008 году в коттеджных поселках класса «эконом» продавалось в среднем 6-8 объектов в месяц, в классе «бизнес» - 2-4 объекта, в классах «элита» и «премиум» - 0,5-2 объекта в месяц. Об этом говорят в АРИН.
«Анализ рынка загородной недвижимости показал, что в классе «эконом» и «бизнес», наиболее востребованным продуктом является земельный участок без подряда, - отмечает руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова. - В свою очередь, в более дорогом сегменте более востребованы готовые коттеджи».
Средние темпы продаж домовладений, (объектов в месяц)
Класс
|
В среднем в комплексе |
Уменьшение темпов продаж, по сравнению с докризисными показателями, % |
премиум
|
0,4
|
-68%
|
элита
|
0,6
|
-52%
|
бизнес
|
1,7
|
-43%
|
эконом
|
2,4
|
-66%
|
По наблюдениям экспертов АРИН, в классах «элита» и «бизнес» отмечается тенденция более высоких темпов продаж в жилых комплексах, приближенных к городу (КАД) (до 10 км). В таких комплексах, темпы продаж в 2-3 раза выше, чем в более удаленных.
В свою очередь, в классе «эконом», наоборот, более высокие темпы продаж наблюдаются в удаленных локациях (свыше 50 км). В таких комплексах темпы продаж выше почти в 2 раза. Это обусловлено более низким уровнем цен.
В разрезе районов, в классе «эконом» наиболее высокие продажи во Всеволожском, Кировском, Приозерском, Выборгском и Ломоносовских районах ЛО. В классе «бизнес» несомненным лидером является Всеволожский район, также популярны Выборгский и Приозерский районы ЛО. В наиболее высоких сегментах – Петродворцовый, Выборгский районы Ленобласти и Курортный район Петербурга.
Зося Захарова уверена, что в 2010 и 2011 годах активных продаж, способных вывести рынок загородной недвижимости на докризисный уровень, ожидать не следует, так как возвращения былого инвестиционного ажиотажа, доступных кредитов и прочих факторов, подогревающих платежеспособный спрос, не предвидится.