Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 марта 2009 18:43      506

ТРК: поправка на кризис

Рынок торговой недвижимости в Петербурге медленно затихает. Замораживаются проекты крупных торговых центров, пустеют магазины. Сети корректируют свои планы. Сколько продлится ситуация неопределенности — аналитики предсказать не берутся. Очевидно одно — в ближайшие два-три года изменений к лучшему ждать не приходится.

Судьба крупных торговых центров, заявленных к вводу в 2009 году, вызывает сомнения. Построенные больше, чем наполовину объекты, скорее всего, будут сданы в эксплуатацию. Сроки сдачи всех остальных — перенесены, некоторые проекты попросту «заморожены» до лучших времен.

Непонятно, когда будет сдан торговый центр «Долгоозерная улица» (проект компании «Макромир»), изначально планировалась сдача в 2009 году. «Сроки сдачи объекта будут скорректированы в соответствии с общей экономической ситуацией», - объяснил корреспонденту «Квадрат.ру» Константин Виноградов, начальник департамента PR холдинга «Макромир». Под вопросом и завершение комплекса «Осиновая роща» от  «Адаманта»: холдинг официально объявил о приостановке всех своих крупных проектов. "Проект "Осиновая Роща" на сегодняшний день приостановлен. Ввод в эксплуатацию планируется на сентябрь 2010 года", - рассказала Елена Мариничева, директор Департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант".

Готовность достроить и ввести в эксплуатацию торговые центры вовремя подтвердили в холдинге «Эталон ЛенСпецСМУ» (ТЦ «Аура»), компании «Донк» (ТЦ «Желтый берег») и «Русских самоцветах» (ТЦ «Русские самоцветы»). Объект «Аура», как сообщили в «ЛенСпецСМУ», уже прошел Госкомиссию и сейчас завершаются отделочные работы, «Желтый берег» в «Донке» надеются завершить к декабрю, а «Русские самоцветы» отделались простым и коротким заявлением: «Комплекс сдадим». По мнению участников рынка, будет завершен и полностью сдан в эксплуатацию ТЦ «Толстой сквер»; девелопером выступает компания «Лицедеи Билдинг Корпорейшен». Появление остальных ТЦ и ТРК едва ли состоится.

В докризисные времена, по планам девелоперов на 2009 год, в Петербурге должно было быть введено 1 миллион 260 тысяч квадратных метров качественных торговых площадей. «При оптимистичном развитии событий реальный объем составит порядка 230 -380 тысяч квадратных метров, а если говорить о качественной торговой площади — то не больше 3 580 квадратных метров», - делает свой прогноз Алексей Лазутин, директор по коммерческой недвижимости Becar Realty Group.

Сейчас крупные торговые сети корректируют стратегии развития. Отказались от намерения строить новые комплексы X5 Retail Group и «О'Кей», приостановила реализацию двух крупных проектов в России немецкая сеть ECE. Компания «БестЪ» отложила свои планы по созданию сети торговых центров «Тори». Намеревается отказаться от создания магазинов шаговой доступности под маркой VMart фирма «Дикси». Крупные торговые сети все чаще заявляют о намерении арендовать площади для размещения дискаунтеров.

Отметим, многие аналитики не раз высказывали свои предположения о том, что рынок торговой недвижимости в Петербурге достиг точки насыщения. Правда, если речь идет о крупных торговых форматах, то в эпоху кризиса многие из них останутся попросту невостребованными. «Для того, чтобы освоить весь объем имеющегося предложения должно пройти не меньше 5-10 лет», - полагают эксперты. Только после этого рынок снова начнет развиваться.

На рынке аренды ясности тоже пока нет. По данным аналитиков Becar, рост арендных ставок на рынке торговой недвижимости прекратился во второй половине 2008 года. Сейчас, по данным Лазутина, в открывающихся и планирующихся к открытию торговых центров не редки случаи расторжения договоров. «В январе-феврале появились свободные площади даже в комплексах с высокой посещаемостью — в «МЕГА-Дыбенко» и ТРК «Сенная», - рассказывает Лазутин.

По неофициальным сведениям, сейчас девелоперы пытаются удержать арендаторов, особенно «якорных», с помощью различных скидок, льгот и поблажек. Например, в ТРК «Феличита» предоставляется бесплатная аренда торговых площадей на полгода — все это время ритейлеры оплачивают только коммунальные услуги, во многих торговых центрах помещения предлагаются бесплатно — всего лишь при условии сделать ремонт.
 
Однако, по словам Светланы Бабанской, заместителя генерального директора Северо-Западного филиала «Х5-Ритейл Групп», переговоры, которые сейчас ведет сеть с различными арендодателями, «проходят тяжело». «Далеко не все владельцы торговой недвижимости готовы идти на уступки», - комментирует она ситуацию на рынке. В компании «Донк» сообщили, что в феврале «арендаторы проснулись», и сейчас проводится подбор будущих постояльцев ТРК «Желтый берег». «Мы сейчас как раз определяем «якоря», договариваемся о лучших условиях», - пояснила Мария Голубева, директор ООО «Донк».

Как будет развиваться рынок торговой недвижимости в ближайшее время, аналитики предсказать пока не берутся. «Для точного прогноза слишком много неизвестных составляющих, - признается Алина Карпиченко, директор департамента по маркетингу консалтинговой компании Colliers International. - Чтобы предсказать, как будет развиваться экономика и, следовательно, как изменится платежеспособность населения, надо хотя бы приблизительно представлять себе динамику изменения цен на нефть в будущем».

«Безусловно, в ближайшее время нас ожидает значительное количество реконцепций уже существующих торговых центров», - предполагает Юрий Борисов, управляющий партнер IB Group. По его мнению, затишье на рынке торговой недвижимости связано не только с избыточным количеством предложения, но и с качеством его освоения. «У нас в различных торговых центрах представлен один и тот же набор операторов. Вы приходите в магазины в разных районах города и всюду видите одни и те же марки. Естественно, накапливается потребительская усталость, и люди просто теряют интерес к посещению ТРК, - полагает он. - Это, конечно, не единственная причина падения спроса, но и ее нельзя сбрасывать со счета».

По мнению Борисова, необходимо развивать street-retail. «В городе должны быть маленькие магазины — как это принято на Западе. Только в них можно обеспечить соответствующий уровень сервиса, индивидуальное обслуживание покупателей, - рассуждает эксперт. - К сожалению, такой формат торговли требует и соответствующих покупателей — это стиль жизни среднего класса, того самого, о котором мы так много и долго говорим».

Кира Обухова
Источник: "Квадрат.ру"