Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 октября 2014 10:47      443

Не будет равных в этой области

Главное для градостроителей Ленинградской области – сохранить большие незастроенные куски территории вокруг Петербурга. Об этом «Городу 812» рассказал Владимир ДЁМИН, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.

– Есть ли принципиальная разница в подходах к градостроительству в СПб и Ленобласти?
– Есть. В Петербурге – единый Генеральный план. В Ленобласти свой генплан разрабатывает и утверждает каждое муниципальное образование. Их 199.
Область в 2012 году утвердила документ более высокого уровня – схему территориального планирования. Она прописывает крупные инфраструктурные объекты – сети высокого напряжения, газопроводы, дороги регионального значения,  охраняемые природные и культурные объекты и т.д.
– Но недавно областной закон изменил порядок работы над генпланами муниципальных образований?
– Да, с 1 января 2015 года генпланы МО и схемы территориального планирования муниципальных районов (их 17) утверждаются администрацией области. Мы отвечаем за конечный результат. Но подготовка документов по-прежнему остается за МО.
– Сколько МО примыкают к Петербургу?
– Общую границу имеют 24.
– И там плотно строят 25-этажки. Можно ли экономическими методами остановить их сплошное распространение, когда на дешевое жилье есть стабильный спрос?
– Не хочу говорить о налогах и прочей экономике,  я не специалист в этих вопросах. Градостроительный прием – сохранение разрывов между массивами многоэтажной застройки – леса, рекреационные комплексы, сельхозтерритории, низкоплотная застройка.  Еще в советское время придумали «водно-зеленые клинья» из системы лесопарков, парков, скверов, пронизанных малыми реками и ручьями. Эти клинья направлены из области в город. Например, Ржевский полигон – Муринский ручей – парк Сосновка; Невский лесопарк – река Оккервиль – парк Есенина; Шуваловский парк – Суздальские озера – река Каменка – Лахтинский разлив.
– Муниципалы будут возражать против таких приемов?
– Конечно. Нас обвинят в том, что плодим завиральные идеи, когда есть конкретные собственники. Но суть идеального города – это движение к природе, а не наоборот.
– В Мурине, Новом Девяткине появляются новостройки. Строители обустраивают свои участки. Но собственно шоссе остается вне зоны их интересов – тротуаров нет, пыльные обочины, и вообще все, как было до застройки. Так и по другим трассам. Кто этим должен заниматься?
– Проблемы существуют. Сам видел, как мамы с колясками идут к метро «Девяткино» по проезжей части. Частные застройщики при возведении многоэтажек стремятся максимально сузить улицы, чтобы увеличить полезную внутриквартальную площадь. Реконструкция сложившейся сельской застройки – процесс болезненный, так как опять мы натыкаемся на интересы собственников. За эти интересы они бьются до последнего.  Где можно – нужно обойти эту застройку, а если нет выхода и надо выкупать территорию – значит, надо выкупать. И прокладывать улицы по современным городским стандартам – с тротуарами.
– Есть чем можно гордиться градостроителям в области – объекты или территории?
– Сроки реализации градостроительных проектов – десятки лет. Если сохраним большие незастроенные куски территории вокруг Санкт-Петербурга – это и будет основное достижение. Пока это есть.
– Тогда какие главные проблемы?
– Основная – дисбаланс преимущественного развития многоэтажек в области на севере, северо-востоке и востоке от границ города.  Можно спорить, случайно это или нет, но в этих же направлениях, за исключением востока, уплотняется и Петербург.
Это усиливает давление на Карельский перешеек, этот ценнейший рекреационный ресурс. Тут строят дачи, вторые дома, огораживают места отдыха, разрезают ландшафты дорогами, тут растут транспортные потоки.
Юг имеет больше территориальных ресурсов для жилой застройки, он не зажат Финским заливом и Ладожским озером. К тому же, значительные трудоемкие производства находятся именно в южной части города. Нет неэффективных поездок на работу через центр города.
– Тогда почему он медленнее развивается?
– Удаленность от центра и невысокое качество городской среды – основные сдерживающие факторы. Аэропорт «Пулково» с его шумовой зоной и крупный промышленный пояс ограничивают размещение здесь жилья. 
– На сегодня совместные действия СПб и области по  развитию агломерации ограничиваются намерениями. Почему?
– Если говорить простыми словами, то мы находимся на стадии поиска общего языка. Обсуждаем, как должен выглядеть совместный документ о развитии агломерации.  Нас подгонит федеральный закон, который готовится в Госдуме. Тогда такие совместные документы согласованного развития станут обязательными. Но признаюсь, и там масса нюансов.     
– Агломерация – это часовая доступность, чтобы жить в области и каждый день успевать на работу в город.
– Наверное, с точки зрения реального жителя это так. Но пояс областных городов, те же Тихвин, Кириши, Выборг технологически, инфраструктурно, культурно связаны с Петербургом.
– Тогда объединение города и области – насущная задача?
– Чем меньше и однороднее объект, тем им легче управлять. На мой взгляд, даже градостроительное управление застроенного ядра Петербурга и городов-спутников – разные вещи. Если создать единый субъект, то система управления распадется, единого КГА не выстроить. Возникнут территориальные филиалы, бюрократическая структура усложнится. С этой точки зрения не вижу необходимости менять границы города и области.
– Что происходит за пределами часовой доступности?
– Процессы сложные, люди стремятся уехать в город или на ближние к нему территории. Мы пытаемся увеличивать рабочие места. Но самый современный вагоностроительный завод в Тихвине, где построен целый микрорайон для работников предприятия, столкнулся с дефицитом квалифицированных кадров.
– А может, отказаться от дорогостоящего поддержания стагнирующих территорий? И сосредоточиться на нескольких перспективных?
– Есть такая концепция, ее придумали экономисты в  Москве. Создадим в России 8-10 суперагломераций. И будем их развивать, а все остальное в этих теориях «изящно» не упоминается. На мой взгляд, это ошибка по многим причинам, начиная с геополитических.
Наша задача – управлять развитием в зонах урбанизации и при этом стимулировать точки роста за их пределами. Когда сложность жизни в мегаполисах достигнет определенной черты, люди обязательно потянутся обратно.
– Мы говорили об идеализме. Что такое комфортная среда обитания, которую нужно создать в Ленобласти?
– Просторное жилье, просторный зеленый двор, близость общественного транспорта, место работы в часовой пешеходно-транспортной доступности, зоны отдыха, леса и водоемы в пешеходной доступности. У нас воды много, она близко, но попробуй к ней попасть. На выходных ездил по Карельскому перешейку. Навигатор показывает дорожку к озеру, еду – шлагбаум. Еду к реке – шлагбаум.
Вадим Шувалов

Источник: Город812