Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 09 декабря 2008 15:52      435

Город залез в чужой монастырь

Реституция национализированного советской властью имущества религиозных организаций натолкнулась на непреодолимую преграду: приватизированная в нарушение закона недвижимость продается добросовестным компаниям и вряд ли когда-нибудь вернется в лоно церкви. Хотя еще в 1993 году Кремль обещал верующим вернуть все,  изъятое большевиками.

Крупнейший католический храм в России – Собор Святой Екатерины на Невском проспекте - уже несколько лет пытается вернуть здание бывшего монастыря, незаконно приватизированного несколько лет назад. О реституции всей недвижимости католиков, национализированной советской властью, никто даже и не мечтает.

Спор разгорелся вокруг здания в центре города общей площадью около 5000 кв. метров и стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Оно было приватизировано ЗАО «Нежилой фонд», а впоследствии перепродано. Новые собственники не желают освобождать помещения. Католикам приходится каждый вопрос (включая получение выписки от ГБР) решать через суд.

Прихватизация

В 2003 году Арбитражный суд обязал Фонд имущества Санкт-Петербурга продать спорные помещения «Нежилому фонду». Местная религиозная организация «Приход Святой Екатерины Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге», которую к рассмотрению дела даже не привлекали, через Высший арбитражный суд России добилась пересмотра дела.
 
По словам Бориса Коваленко, представлявшего интересы прихода в суде, недвижимость должна была вернуться в государственную собственность, после чего передана религиозной организации. «Однако она до сих пор находится в частной собственности. Причем, помещения занимают разные дочерние фирмы, учредителями которых являются ключевые фигуры ЗАО «Нежилой фонд», в частности, его директор господин Шайнов. Хотя КУГИ имеет множество инструментов для выселения этих фирм из здания на основании решения суда, сделать это комитет не торопится. Мы со своей стороны сделали все возможное, чтобы решение суда было выполнено. Но последнее слово за КУГИ, и нам ничего не остается, кроме как ждать решительных действий именно от чиновников», – рассказал Борис Коваленко корреспонденту «Квадрат.ру».

В КУГИ понимают ситуацию, но сделать ничего не могут. Как пояснили в пресс-службе комитета, в 2003 году Арбитраж принудил Фонд имущества продать «Нежилому фонду» городское имущество, решение вступило в законную силу и было исполнено. А спустя три года его отменили, причем суд не определил судьбу помещений. За это время объект недвижимости был переформирован и перепродан третьим лицам. Новые собственники являются добросовестными приобретателями, а для подачи требования о реституции истек срок исковой давности. В КУГИ считают произошедшее правовой коллизией, которая не может быть решена.

Но и вокруг уже полученной или даже выкупленной приходом (в здании собственного же монастыря) недвижимости разгораются судебные тяжбы. Например, целых два дела пришлось провести через три инстанции Арбитража только для того, чтобы получить выписки из ГБР (Управление Федеральной регистрационной службы – Росрегистрации). Сначала чиновникам не понравилась форма доверенности, выписанная настоятелем прихода и удостоверенная нотариусом.

Спустя год Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал Бориса Коваленко полномочным представителем прихода и обязал Росрегистрацию выдать выписки прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Единого государственного реестра. Но фактически исполнено это решение не было – некоторые помещения были преобразованы и им в реестре присвоили новые кадастровые номера. Выписки по этим объектам приход получить не смог.

Большая персшпектива

Полторы недели назад завершился очередной этап реставрации – открыт главный неф (центральный зал) собора. В присутствии дипломатов и высокопоставленных чиновников его освятил архиепископ Павел Пецци. За исключением некоторых фрагментов убранства, основное помещение практически полностью отремонтировано, хотя в приходе не говорят, что реставрация завершена.

Об имущественных спорах стараются не распространяться. Хотя помещения, вокруг которых разгорелся конфликт, – мизерная доля недвижимости, которая принадлежала приходу Святой Екатерины Александрийской. Участок на «Большой першпективе» (ныне Невский проспект) был выделен под строительство собора еще во время правления Анны Иоанновны. Накануне революции католики владели всем комплексом домов по адресам: Невский проспект, 32-34, Итальянская, 3-5 и т.д., где размещались мужская и женская гимназии, библиотека, дом для духовенства, училище для девочек и доходные дома. Площадь земельного участка превышала 180 тысяч кв. метров. В 1992 году храм был возвращен верующим и началась его реставрация. Чуть позже католикам передали некоторые помещения в пристройке, ранее занимаемые дирекцией Музея истории религии и атеизма.
 
Сейчас в окружающих собор домах, на которые могли бы претендовать христиане, расположено более 120 различных компаний. Некоторые помещения арендуются у города, иные уже приватизированы.

Это не первый конфликт, разгорающийся в Санкт-Петербурге, вокруг имущества Римско-католической церкви. В 1999 году КУГИ пыталось выселить Ленинградскую областную универсальную научную библиотеку из помещений дома 19 по Кирилловской улице – бывшего Костела во имя Святого Сердца Марии. Хотя в самом судебном споре верующие не участвовали, действия Смольного спровоцировали митинги под лозунгами «Защитим российскую культуру от проклятых латинян». Несмотря на принятые в пользу законного собственника решения о выселении библиотеки, КУГИ негласно взамен спорных помещений здания передал католической благотворительной организации «Каритас» другое здание (бывшего собора на католическом кладбище).

Всего до революции в Петрограде действовало более 30 католических храмов и капелл (часовен), до наших дней сохранились только четверть из них.

Суд по заветам Ильича

Еще в 1993 году президент России Борис Ельцин издал распоряжение о реституции церковного имущества – поэтапной  передачи религиозным организациям в собственность или пользование культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения. Процесс растянулся уже на пятнадцать лет и вряд ли когда-либо завершится полным возвратом церковной собственности законным владельцам. Тогда как арбитражные суды, рассматривая споры различных приходов о признании права собственности на национализированные строения, ссылаются на подписанный Владимиром Ульяновым Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». По этому документу все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием. И этот «правовой» акт до сих пор не отменен.

В целом религиозные организации уже потеряли интерес к реституции собственности – за последние несколько лет в Санкт-Петербурге было подано всего несколько заявок от всех работающих в городе конфессий. Как пояснили корреспонденту «Квадрат.ру» в КУГИ, несмотря на то, что религиозные организации освобождены от налогов, активности с их стороны на получение имущества религиозного назначения в собственность не наблюдается. В комитете полагают, что в этом вопросе присутствует элемент осторожности. Причем не только Русской Православной Церкви, а всех конфессий, которым исторически принадлежали объекты недвижимости.

Павел Нетупский,
Марья Соломатова
Источник: "Квадрат.ру"