Дольщики жилого комплекса «Каскад» на Суздальских озерах не могут претендовать на свою долю. К такому выводу пришел Выборгский районный суд. Застройщик, Финансовая группа «Плазма», сейчас проходит процедуру банкротства, список кредиторов закрыт, и тридцать пять покупателей могут попрощаться с мечтами о новоселье. Все законные способы отстоять свои права дольщики уже исчерпали.
28 июля Выборгский районный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что дольщики жилого комплекса «Каскад», расположенного по адресу: Выборгское шоссе, 140, не могут претендовать на свои доли в недостроенном объекте. Основанием для такого решения послужило то, что объект не завершен и не зарегистрирован, а, следовательно, и права собственности на него не могут быть признаны. Компания-застройщик, привлекшая для строительства жилого комплекса денежные средства дольщиков, признана банкротом, и тридцать пять человек, внесших деньги, лишились всех возможностей доказать свои права на недвижимость.
В этот же день Куйбышевский районный суд отказал в жалобе дольщикам, которые пытались отменить постановление следователя Главного следственного управления о прекращении уголовного дела, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренным п.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Покупатели недвижимости пошли проторенной дорогой — обратились к президенту России с просьбой «разобраться в ситуации». Пока ответа на их письма еще нет.
Получить какие-либо комментарии от застройщика оказалось невозможно. Официальный сайт ООО «ФГ «Плазма» больше не существует, домен продается. Бывший генеральный директор Виктор Церковный исчез, номер его мобильного телефона уже год принадлежит посторонним людям. Переданы другим организациям и городские телефоны «Плазмы».
Начало большого пути
Начало строительства комплекса «Каскад» на берегу Суздальских озер вызывает ассоциации с сюжетами передачи «В мире животных». ФГ «Плазма» приобрела участок и начала строительство в 2003 году. И сразу же вызвала недовольство проживающего на соседнем участке Алласхаба Нуцалова, который оказался удручен тем, что окна его дома упираются в новостройку.
Разрешения на строительство у компании не было. И после того как Нуцалов пожаловался в прокуратуру, на стройплощадку обратили внимание органы власти. В марте 2003 года Управление государственного архитектурно-строительного надзора привлекло ООО «ФГ «Плазма» к административной ответственности за строительство без разрешений. Компания уплатила штраф - 5000 рублей.
Нуцалов пытался отстоять свои права в суде. Балконы нового жилого комплекса фактически нависли над его землей, а расстояние между соседними земельными участками оказалось минимальным и нарушающим все нормы пожарной безопасности. Строители утверждали, что каменный забор вокруг усадьбы поставлен с нарушением границ, определенных генпланом. Однако Куйбышевский суд Центрального района, куда подавал иск с требованием прекратить строительство Нуцалов, решил, что истцом «не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав». Не вызвал проект «Каскада» возражений и у управления Госпожнадзора. Руководство «Плазмы» объяснило, что владелец соседнего участка хотел продать новому застройщику свою землю по завышенной цене и поэтому пытался шантажировать добросовестную компанию.
Примечательно, что в 2008 году сам Нуцалов оказался героем судебного разбирательства . Владелец участка, расположенного по другую сторону от его дома, заявил, что особняк борца с «Плазмой» построен в зоне А, где строительство категорически запрещено, а также обвинил его в том, что тот нарушает права соседей на благоприятную среду обитания.
Тем временем ФГ «Плазма» спокойно продолжала строительство. И в марте 2004 года объявила о начале продаж. Завершить свой комплекс компания обещала в IV квартале 2004 года (правда, в некоторых договорах почему-то указан 2005-й). Будущих дольщиков уверяли — все их риски будут застрахованы, эти платежи уже внесены в стоимость жилья. Покупателям гарантировали блага жизни — дом с собственным пляжем, причалом и спортивной площадкой.
Сразу же после того, как появилась информация о новом проекте, возмутились еще одни соседи будущего жилого комплекса. Руководство компании «Аксиома» пожаловалось на «Плазму» Олегу Харченко, который в 2004 году занимал пост главного архитектора Петербурга. «Вместо трехэтажного здания высотой до 12 метров «Плазма» уже возводит пятый этаж из намеченных строительством шести при высоте каждого этажа 4 метра», - говорилось в письме «Аксиомы». Ирония ситуации в том, что и сами жалобщики замечены в незаконном строительстве и уже не раз привлекали внимание органов надзора.
В ФГ «Плазма» объяснили, что все необходимые согласования у компании имеются, а недовольство «Аксиомы» - не более чем происки конкурентов. «Мы ведем работы без нарушений – не строим и не продаем квартиры выше третьего этажа», - уверял руководивший в то время «Плазмой» Игорь Ленский. Строительство продолжалось. Правда, согласование КГА застройщик получил только в декабре 2004 года, готовность комплекса на тот момент составляла 60%. Но это маленькое несоответствие никого не смутило.
«Плазменные» преобразования
Строительство остановилось в 2005 году, когда здание было готово на 90% - к нему оставалось подвести коммуникации. Вначале дольщики терпеливо ждали, а потом начали обращаться с запросами к органам власти. В 2007 году этот объект обсудили на заседании рабочей группы комитета по строительству. Где и выяснили, что возмущения конкурентов были не напрасны — на земельном участке вместо малоэтажного жилого дома, как было прописано распоряжением администрации Петербурга, незаконно построено многоэтажное здание. А поскольку земельный участок не является собственностью города, информация о состоянии работ в комитет по строительству не предоставлялась. Вопрос, каким образом компания сумела заключить с дольщиками договоры долевого участия, не обсуждался.
На заседании рабочей группы было принято решение пригласить застройщика ООО «Финансовая группа «Плазма» для разъяснения ситуации. В августе 2008 года правительство Петербурга провело заседание рабочей группы по вопросам долевого строительства, где, в том числе, обсуждался вопрос с дольщиками ФГ «Плазма». Им рекомендовали обратиться в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на квартиры.
Однако выяснилось, что земельный участок еще в 2006 году был продан частному лицу — председателю банка «Таврический» Сергею Сомову. Как поясняют дольщики «Каскада», из текста договора купли-продажи следует, что какие-либо строения на участке отсутствуют, и он свободен от всяких обременений. Расчет по сделке производился векселями банка «Таврический». Новый владелец начал доказывать в судах, что построил жилой комплекс уже после того, как приобрел эту землю. Судебные разбирательства длились весь 2009 год и часть 2010-го. И закончились полным поражением дольщиков.
Как поясняют юристы, в тех случаях, если многоквартирный дом был построен на участке, предназначенном для ИЖС, доказать свои права на недвижимость практически невозможно. По действующему законодательству, если градрегламент предусматривал только один вид разрешенного использования — для размещения индивидуального жилого дома, то строить на таком участке многоквартирный комплекс нельзя. И чтобы признать право собственности на построенный объект, в суде необходимо будет доказывать, что спорная самовольная постройка была возведена в рамках разрешенного использования участка, с соблюдением строительных, санитарных, пожарных и прочих норм и правил, что она не нарушает права и интересы других лиц, а также не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Таким образом, нарушение закона оборачивается в пользу самого нарушителя.
Не в пользу покупателей недвижимости завершился и другой процесс. 15 июля 2009 года один из дольщиков, Олег Старовойт, обратился в правоохранительные органы с заявлением о мошеннических действиях по факту привлечения денежных средств от дольщиков. По результатам рассмотрения его заявления было возбуждено уголовное дело. Расследование длилось полгода, причем четыре раза приостанавливалось. «По каким причинам это происходило, мне так и не удалось выяснить», - признается Старовойт. В апреле 2010 года, после передачи дела в Главное следственное управление при ГУВД СПБ, оно было прекращено за отсутствием состава преступления.
Между тем, сама ФГ «Плазма» объявила себя банкротом. Процесс добровольного банкротства в Арбитражном суде СПб и ЛО был инициирован 25 декабря 2009 года. Кредиторами заявили себя ОАО «Банк «Таврический» и ООО «ИСК «Сфера». При этом, по данным ЕГРЮЛ, единственным участником ООО «Финансовая группа «Плазма» числится ЗАО «Инвест-Таврический», стопроцентная «дочка» одноименного банка. Учредителем же ИСК «Сфера» является Сергей Сомов, владелец земельного участка на Выборгском шоссе. Однако преднамеренным этот банкротный процесс признают только бывшие дольщики «Каскада».
«Мы не знаем, какими еще способами мы должны отстаивать свои права, - разводят руками дольщики. - Исчерпаны все возможности». Между тем, реестр кредиторов ФГ «Плазма» закрыт, и надежд на получение жилья у заплативших свои деньги людей не осталось — объект строительства включен в конкурсную массу в деле о банкротстве и должен быть выставлен на торги. Срок договора страхования, который гарантировал дольщикам соблюдение их прав, истек еще в 2005 году.
Справка
Финансовая группа "Плазма" появилась на рынке недвижимости Санкт-Петербурга в 2002 году. Как гласила информация на официальном сайте компании, ее учредителями «являются топ-менеджеры из России и Швеции с богатым опытом в области строительства».
«Интернациональный менеджмент компании позволяет грамотно сочетать европейскую систему управления и знание специфики российского строительного рынка. Политика компании основывается на выполнении всех обязательств перед партнерами и клиентами.
Строительство малоэтажных комфортабельных комплексов в экологически чистых районах Петербурга является важнейшим направлением развития компании, так как соответствует развитию рынка недвижимости и отвечает потребностям самых взыскательных покупателей». Первым и единственным проектом «Плазмы» был комплекс «Каскад» на Выборгском шоссе, 140.